Онлайн

Эдуард Казарян –выдающийся механик, создатель микроскопических инструментов, движущихся фигур и картин, не имеющих аналогов в мире. Минутка Истории

2019-05-23 20:28 , Минутка истории, 1159

Эдуард Казарян –выдающийся механик, создатель микроскопических инструментов, движущихся фигур и картин, не имеющих аналогов в мире. Минутка Истории

Выдающийся армянский механик-миниатюрист, основатель микро-миниатюрного искусства, создатель микроскопических инструментов, движущихся фигур и картин, не имеющих аналогов в мире, народный художник Армении. Музыкант по образованию. В течение нескольких лет являлся концертмейстером армянской филармонии.

Его первые микро-миниатюрные композиции были выставлены в 1947 году в Национальном Музее Еревана. Всего на его счету Казаряна более 1000 работ. Его микро-шедевры дарились Сталину, Хрущёву, Хо Ши Мину, Хоннекеру, Рокфеллеру, Королеве Англии Елизавете II и многим другим.

Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург. С этого начинается сказка про Левшу.

Главный герой сказки, а точнее повести Лескова "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе", мастеровой по кличке Левша, был, конечно, удивительной личностью. Этакий в буквальном смысле "самородок", которого породила земля русская сразу гением, не дав образования, не вооружив наукой и техникой. И когда пришло время, по заданию царского генерала необразованный самородок в состязании с английскими учеными мастерами одерживает уверенную и безусловную победу - подковывает "аглицкую" блоху. Даже и не подковывает (с этой работой справляются его товарищи), а изготавливает для подков гвоздики, которые ни в какой "мелкоскоп" углядеть невозможно. Как говорится, если такое и было, то так давно, что стало сказкой. Но сказки иногда оживают и становятся былью.

Однажды (в середине 20 века) генеральному секретарю ЦК КПСС Никите Сергеевичу Хрущёву в Индии на приеме в правительстве подарили швейную иголку с выгравированными на ней семью слонами. Понравился Никите Сергеевичу заморский подарок, однако он был расстроен тем, что в СССР подобных умельцев нет. Но потом, как в сказке, в Дели с дипломатической почтой ушла посылка — на волоске длиной в один сантиметр были выгравированы 300 слонов и надпись: "Да здравствует советско-индийская дружба!" Что это было, воскресение Левши или новый "самородок" зародился на земле русской? И да и нет. Это была работа армянского механика-миниатюриста Эдуарда Аваковича Казаряна.

Эдуард Авакович был не менее талантлив, чем Левша Лескова, разве что гораздо образованней.

Кроме удивительных произведений искусства мастер создавал тончайшие иглы для хирургии глаза и совместно с офтальмологом Ярославом Федоровым разработал искусственный хрусталик.

Каждое произведение Казаряна (а их у него было более тысячи) становилось непревзойденным шедевром микро-миниатюры. Десять его работ занесены в Книгу рекордов Гиннесса. Есть среди них и миниатюра "Подкованные блохи, играющие в мяч" - куда ж теперь без блох после Левши?

Бывали и трагические случаи в его работе. Однажды, сохнущее на балконе рисовое зернышко, на котором мастер по заказу Лувра нарисовал копию картины Айвазовского "Девятый вал", съел голубь. Так пропали три месяца кропотливой работы и один миллион долларов - такова была цена заказа.

1977 году его работы демонстрировались в армянском павильоне советской выставки в Лос-Анжелесе (США). Американские посетители выставки назвали их «восьмым чудом света» (Los Angeles Times, ноябрь 21 1977).

Среди работ Казаряна;

караван верблюдов в ушке иглы

ансамбль армянских танцующих девушек. Мост выполнен из человеческого волоса. Статуэтки девушек сделаны из драгоценных камней.

подкованные блохи, играющие в мяч

подковы

бюст Наполеона. Изготовлен из слоновой кости. Размер бюста - 1/4 сахарной песчинки

золотая статуэтка Паганини внутри игольного ушка. Лицо музыканта в 50 раз меньше, чем крупинка манки.

изображение зоопарка внутри чёрного конского волоса.

скрипка размером 7мм., с рисовое зерно

букет роз из рыбьей чешуи

самые маленькие в мире нарды из золота и обсидиана.

Доска установлена на рисовом зёрнышке, которое было разделено на две части.

Колумб приближается к земле. Каждое судно меньше, чем сахарная песчинка. Этот шедевр посвящен 500-летию открытия Америки.

Абу-ль-Аля аль-Маарри с караваном верблюдов. Панорама представляет собой пустыню и караван верблюдов. Абу-ль-Аля аль-Маарри идет навстречу солнцу и привествуетего с поднятой рукой. Фигурки Абу и верблюдов из золота. Ноги верблюдов в 300 раз тоньше человеческого волоса.

Есть такие забавные работы, как Дэвид Копперфильд на кончике волоса, упражняющийся на турнике, или играющий тростью Чарли Чаплин.

Некоторые миниатюры можно рассмотреть только при помощи оптического увеличения в 5000 раз.

Десять наиболее миниатюрных композиций Казаряна занесены в Книгу рекордов Гиннеса. Одной из самых лучших работ мастера считается миниатюра «Подкованные блохи, играющие в мяч».

Чтобы случайно не смахнуть композиции дыханием, Казарян во время работы надевал марлевую повязку.

Выражающий абсолютную сосредоточенность его строгий, аскетичный взгляд выдает в нем уединившегося в своей мастерской средневекового отшельника; он весьма походит на великих мастеров скрипичных дел эпохи Гварнери, Амати и Страдивари. Начинивший средневековую миниатюру третьей космической скоростью, обеспечившей ей невиданную высоту полета, Эдуард Казарян действительно мастер на манер великих итальянцев․

Эдуард Казарян создал единственный в своем роде квартет уникальных инструментов «Двин» - по названию одной из средневековых столиц Армении - струнный орган которого не имеет аналога.

Кстати, еще в юном возрасте Казарян создал скрипку длиной всего 14 миллиметров, весом в полграмма, а спустя некоторое время изготовил точную копию инструмента Антонио Страдивари: миниатюрная скрипка имеет длину четверть миллиметра и весит 0,003 грамма.

Сотворенный мастером знаменитый автомат мира - так охарактеризовал его Дмитрий Лихачев - сделан из высококачественных пород дерева, на которых помещены сорок миниатюрных инструментов разных народов мира. Иные полагают, что живи Эдуард Казарян в эпоху просвещенного абсолютизма, первые чудеса романовских безделушек вылуплялись бы не из яиц Фаберже.

Порой мне действительно кажется, что я родился не в то время. Ибо все больше интересует меня уже не будущее, а прошлое. Прошлое, в первую очередь, национальное; это как зов предков. Их уклад не предполагал ничего лишнего. Никаких ненужных предметов, заполоняющих пространство - маленькая форма и большое содержание. Каждое дерево, каждый цветок и каждый народ имеют свои корни. И все мы прорастаем из корней; как я из своего генеалогического, посаженного в Эдеме․

Материал подготовила: Марина Галоян

Лента

Рекомендуем посмотреть