Онлайн

Политолог Захираддин Ибрагими о том, почему Баку нарушает права коренных народов

2019-05-25 19:46 , Общество, 255

Политолог Захираддин Ибрагими о том, почему Баку нарушает права коренных народов

Вчера в Ереване состоялась 3-я международная конференция по талышеведению.

Талышей в Азербайджане не хотятслышать и усиленно делают вид, что в Азербайджане нет талышской проблемы. Они это отрицают и даже говорят, что права талышей и других народов обеспечиваются. Видимо, прессинг талышей дошел до того, что власти перешли к фазе активного вранья.

Только для кого они врут, и кто им верит, непонятно. Заведующий отделом администрации президента Азербайджана по вопросам религии, мультикультурализма и межнациональных отношений Этибара Наджафов в своем ежегодном отчете "обрадовал" талышей и лезгин тем, что, оказывается, "в Азербайджане функционируют 108 школ, ведущих обучение на лезгинском языке (с I-IX классы) и 225 школ, ведущих образование на талышском языке (с I по IV классы)".

Возможно, речь идет о другом Азербайджане, который существует где-то в параллельном мире или на другой планете. В этом мире и на планете Земля такого Азербайджана точно нет. По- словам политолога Захираддин Ибрагим, Талышская и лезгинская общественность ищет эти школы, только вот никак не может найти. Алиевская власть давно привыкла нагло лгать в лицо своим гражданам. Порой задумываешься, для кого и для чего они пишут статьи и передают информацию о том, что "Азербайджан стремительно развивается и все у нас в республике хорошо, а в Африке вот дети голодают". Как говорил товарищ Сталин в анекдоте: "Неисправимая республика". Этим заявлением азербайджанский чиновник обозначил позицию своего государства и по ней видно, что ничего в этой стране в отношении коренных народов менять не собираются.

Ибрагими в ходе своего доклада также рассказал, про Мухаррам.

10-й день месяца Мухаррам Ашура — это день траура по Имаму Хусейну, который вместе со своими сторонниками был предан мученической смерти за чистоту ислама. Имам Хусейн выступал против искажения основ исламской религии, заложенных Пророком Мухаммедом. По свидетельству историков, с ними «поступили так, как не поступали у всех народов с худшими из людей: их убивали жаждой и мечом, сжигали, прибивали их головы к кресту, пускали по их телам лошадей».

Отметим, что твлышы-шииты, формально считающийся «шиитской страной» Азербайджан пытается переметнуться в конфронтационный с шиитами стан суннитских стран.

Со слов Ибрагими,сегодня твлышы-шииты даже в своих квартирах боятся отмечать Мухаррам.

Для семьи Алиевых гораздо важнее, чтобы Азербайджан оказался в одном ряду с такими прогрессивными тюркскими государствами, как Турция и Казахстан, которые являются локомотивом суннитского мира. Поскольку для сегодняшней азербайджанской элиты тюркский национализм гораздо важнее шиитской солидарности с Ираном.

Со слов аналитиков, на подобные размышления наводят, «с одной стороны, внешнеполитические шаги азербайджанского руководства, с другой - предпринимаемые жесткие меры по отношению к проживающим в республике шиитским религиозным общинам и верующим».

Тем более, что основными носителями шиитской религиозности в современном Азербайджане являются отнюдь не сами азербайджанцы, а ираноязычные талыши и таты. Которые, согласно логике Баку, не вписываются в концепцию тюркского Азербайджана и являются агентами влияния теократического Ирана.

Справка: талыши — потомки кадусиев, одного из аборигенных народов, обитавших в Прикаспии. В армянских источниках их называют “катиш-к”. Одно из самых первых письменных упоминаний о талышах в составленной в XV веке армянской редакции переведенного в V веке с греческого “Романа об Александре Македонском”. Позднее о них упоминают арабские и персидские источники.

Страна, где обитали талыши — Талышистан — располагалась на юго-востоке современного Азербайджана и на части территории Ирана. Так распорядилась история, что ареал талышей оказался разделен. В итоге в наше время исконно талышскими считаются в Азербайджане 11 районов южнее реки Куры, а в Иране останы (провинции) Гилан и Ардебиль.

Талышский язык — один из древних и интереснейших иранских языков, который не следует путать с тюркскими диалектами Азербайджана. Он является “потомком” древнего иранского языка Атропатены. Носители этого языка имеют право вернуться к своим истокам.

На Первой конференции в Ереване в 2005 году при участии талышских ученых было принято решение адаптировать авестийскую графику к талышскому языку. Создателем нового талышского алфавита является декан факультета востоковедения ЕГУ, доцент Вардан Восканян.

Интервью с политологом Захираддин Ибрагими:

Лента

Рекомендуем посмотреть