Онлайн

Армянин Жан Карзу – известный французский художник, член Академии Изящных Искусств Франции, рыцарь «Легиона чести». Иллюстрировал книги Камю и Хэмингуэя. Немного О

2019-05-31 22:21 , Немного О..., 2505

Армянин Жан Карзу  – известный французский художник, член Академии Изящных Искусств Франции, рыцарь «Легиона чести». Иллюстрировал книги Камю и Хэмингуэя. Немного О

Жан Карзу(имя при рождении — Гарник Зулумян) — французский художник — живописец, график, сценограф, книжный иллюстратор, представитель так называемой "парижской школы".

Годы творческой активности — 1925-1999. Относится к течению постмодернизма в искусстве. Занимает четвертое место в списке десяти лучших французских художников, опубликованном в майском выпуске французского журнала "Realities" за 1995 год (по результатам опроса среди видных художников и критиков). Его работы экспонируются во многих музеях современной живописи. Характерное определение произведений Карзу — "магический реализм".

Жан Карзу — известный и весьма популярный во Франции художник.

Родился в 1907 году, в Сирии, в Алеппо, в армянской семье.

Когда ему было десять лет, отца не стало, и семья — он, мать и сестра — перебралась в Каир, в Египет, где у матери были родственники. Там он закончил армянский лицей. В 1925 году поселился в Париже, чтобы учиться профессии архитектора — на полученную стипендию.

Четыре года обучался в Архитектурной школе (École Spéciale d’Architecture), которую закончил в 1929.

Посещения Лувра привели его к мысли стать художником. Чтобы получить соответствующее образование, несколько лет посещал как вольнослушатель Художественную академию Монпарнаса (La Grande Chaumière). Начинал свою карьеру театральным декоратором, однако вскоре предпочел этому живопись и графику. В первый раз выставил свои работы в 1930 году в Салоне независимых, под именем Жан Карзу.

Армения. Землетрясение. Надежда. 1989г.

Поначалу работал в духе кубизма и сюрреализма, однако позже нашел свой оригинальный стиль. Темы его работ вначале — пейзаж и натюрморт, позже тематика становится более широкой. Продолжал работать и в области сценографии.

Первый успех пришел к Карзу в 1939 году в Париже, когда он участвовал в выставке-конкурсе, организованной "Pour que l’Esprit vive". За свою работу "Франциск Ассизский" он получил вторую премию.

Карзу и Сальвадор Дали

Карзу и Шагал

Карзу и Сарьян

Закрепить успех Карзу удалось сразу же - своей персональной выставкой в Contemporaine galerie, на ул. Сены. Следующая его выставка — в 1943 году, на которой, несмотря на военное время, были распроданы все его картины. Позже Ж.Карзу выставлял свои произведения во многих городах и столицах Европы и мира.

Грандканал. Венеция. 1975 г.

Музыкант. Деталь "Апокалипсиса". Церковь в Маноске. 1991 г.

Пашущий. 1957 г.

Сожжённая земля. 1978 г.

Много лет Карзу проработал в театре, особенно плодотворным было его сотрудничество с балетмейстером Роланом Пети. Он работал как сценограф для таких театров, как Комеди Франсез и Гранд Опера (Опера Гарнье). В частности, он создал костюмы и декорации для акта "Инки" в "Les Indes Galantes" Жана-Филиппа Рамо в парижской Гранд Опера (1952), для акта "Волк" в "Балетах" постановки Ролана Пети (1953), для "Жизели" в Гранд Опера (1954) и для "Athalie" в Комеди Франсез (1955). Позже было осуществлено еще несколько постановок с его участием в качестве художника-декоратора.

Особое место в творчестве Карзу занимает графика: рисунки тушью, офорт, цветная литография, акварель. Темы его графических листов разнообразны — это женские образы, архитектура и пейзажи Франции, Италии.

Мост в парке

В целом его графику, утонченную, полную скрытых аллюзий и ассоциаций, можно охарактеризовать как своеобразный "магический реализм".

Человек на рисунках Карзу — это, как правило, набросанная множеством дрожащих "проволочных" линий женская фигура, одинокая, меланхоличная, погруженная в мечты, в антураже таинственных фантастических пейзажей и переливов цвета. Своей гаммой задумчиво-философских настроений и отрешенностью персонажей Карзу отчасти напоминает близкого ему по стилю художника Бернара Бюффе.

Карзу много путешествовал по Франции, по её маленьким и большим городам, почти всю свою жизнь прожил в Париже. Отсюда его интерес к изображению видов Парижа, его архитектуры, его бульваров, вокзалов, парков Версаля и Тюильри, а также пейзажей французских провинций — Прованса, Иль-де-Франса, Бретани, Бургундии, Пиренеев (графические листы «Сена возле Нотр-Дам», «Забытый город», «Городок Ванс», "Железнодорожная насыпь " и др.)

Набережная Сены

Талант Карзу-графика ярко проявился в его творчестве книжного иллюстратора. Его иллюстрации, удивительные по лаконичности и выразительности, можно видеть в книгах многих выдающихся писателей и поэтов двадцатого века, как например, А.Камю, Э.Хемингуэя, Ф.С.Фитцджеральда, А.Моруа, Ж.Мило и др. Жан Карзу был одним из первых художников, чьи произведения стали печатать на французских марках.

Писатель Уильям Сароян и художник Гарзу (Гарник Зулумян).

«Этот набор линий и контуров, определяющий его живописные или графические работы, возможно не всегда будет первым из положений его мышления, но это ему присуще, это инстинктивное — первое du toucher (касание — в основном значении), дающее чувство начальной реализации». «Карзу прежде всего рисует — много и везде». JM Campagne

Смерть с цветком

Однако его деятельность не ограничивалась лишь этим — с равным успехом Карзу занимался росписью по фарфору, создавал эскизы гобеленов, помогал в разработке дизайна внутренних помещений круизного теплохода "Франция", а в возрасте 81 года расписал часовню в городе Маноск провинции Воклюз, общей площадью в 600 кв. м. Живописные полотна и графика Карзу нашли своё место в музеях современной живописи Франции, Америки, Египта, Австралии и других стран.

Жан Карзу был избран Почетным членом Института Франции. В 1956 году он удостоен Ордена Почетного легиона, в 1977 — избран членом Академии Изящных Искусств и награждён Национальным орденом Франции “За заслуги”.

В 1995 году в городе Динар (Dinard) в провинции Бретань открыт музей Карзу.

Материал подготовила: Марина Галоян

Лента

Рекомендуем посмотреть