Онлайн

История одного шедевра: балет «Спартак» Арама Хачатуряна – сенсация в мире искусства  

2019-06-06 22:25 , История Одного Шедевра, 1884

История одного шедевра: балет «Спартак» Арама Хачатуряна – сенсация в мире искусства

Сегодня, 6 июня, исполняется 116 лет со дня рождения выдающегося армянского композитора, дирижера, педагога Арама Хачатуряна.

Имя Арама Хачатуряна хорошо знакомо любителям классической музыки по всему миру. Маэстро писал такие замечательные произведения, что многие из них после премьерного исполнения мгновенно становились популярными. Искрометный «Танец с саблями» из балета «Гаянэ», восхитительный «Вальс» из сюиты к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», блестящий «Концерт для скрипки с оркестром» - это мизерный перечень произведений, которые покорили сердца слушателей не только в нашей стране, но и за ее пределами.

О великом армянском композиторе и его произведениях можно говорить бесконечно, но в нашей сегодняшней публикации мы расскажем о самом известном произведении маэстро – балете «Спартак». Балет был им написан в период Второй мировой войны, и этой работой, композитор хотел показать героического образ человека древней истории, что было особенно актуально в условиях военных событий, для поддержания волевого духа народа в борьбе за свою свободу и независимость.

В музыке «Спартака», одного из лучших произведений Хачатуряна, воплотились наиболее яркие особенности его творчества: броские, запоминающиеся образы, пышные и блестящие массовые сцены, своеобразная мелодика, в которой европейские черты органично сочетаются с восточными интонациями. Музыкальная драматургия балета основана на резких контрастах, но при этом отличается внутренней цельностью и направлена на раскрытие основной идеи. Балету свойственны сквозное симфоническое развитие, крупные музыкально-хореографические сцены, интонационное единство, широкое использование системы лейтмотивов.

Итак, в декабре 1941 года, в самые трагические днивойны, Арам Хачатурян в газетной статье сообщал о своих творческих планах:

«В 1941 году по заказу Большого театра СССР, совместно с либреттистом Н. Д. Волковым и балетмейстером И. А. Моисеевым я приступаю к работе над балетом «Спартак». Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак».

Известно, что образ этот очень давно привлекал внимание композитора, тем более в такое непростое время он показался ему особенно уместным. Об этом композитор также упоминал в одной из статей:

«Некоторые были удивлены выбором мною этой темы, упрекали за уход в глубь истории. Но мне кажется, что тема Спартака и восстания рабов в древнем Риме имеет в наше время огромное значение и большое общественное звучание. <...> Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость».

Надо сказать, что либреттист Н. Волковначал работу над «Спартаком» еще в 1933 году. Он пользовался консультациями художника Ф. Федоровского и балетмейстера И. Моисеева, давно уже мечтавшего поставить этот спектакль. В работе над либретто Волков обращался к свидетельствам античных историков, в особенности к «Жизнеописаниям» Плутарха, им были использованы и сатиры Ювенала. Кроме того, либреттист опирался на статью Л. Фридлендера «Картины из бытовой жизни Рима» и книгу советского историка А. Мишулина «Спартаковское восстание», кое-что было почерпнуто из популярного романа Джованьоли «Спартак» (описание ристалищ) и исторической хроники М. Оливье «Спартак».

«Архитектоника балета слагалась как трагедия о Спартаке — как рассказ о возвышении и гибели вождя, как история героя, чей ум, воля и высокие идеалы преодолели ограниченность своего времени и <...> стали бессмертными символами борьбы угнетенных классов и народов против угнетателей», — писал Волков.

И вовсе неудивительно, что предложенный им сюжет получил одобрение советских властей. Однако работа над балетом была отложена на многие годы.

И после того, как в1941 году Арам Хачатурян сообщил о своих намерениях сочинить балет «Спартак», администрация Большого театра пригласила маэстро к работе над спектаклем. Однако в связи с большими изменениями в театре, а также военными действиями в стране, на некоторое время работа была прекращена.

Возобновить ее он смог только спустя несколько лет после войны, посетив солнечную Италию во время своей командировки в 1950 году, своими глазами увидел Колизей, Аппиеву дорогу… Вернувшись в страну, он сразу же принялся сочинять музыку. Работа над музыкой продолжалась три с половиной года — последняя точка в партитуре была поставлена в начале февраля 1954-го.

Музыка балета насыщена яркими контрастами: ликующий Рим и горе побежденных, жестокие гладиаторские бои и героика восстания, нежные лирические сцены и эпические картины побед и поражений. С большой творческой фантазией написаны и характерные танцы — египетской танцовщицы, афинского шута и гадитанских дев. В целом балет решен в духе монументальной героической драмы, в центре которой образ Спартака. Несмотря на то что музыка балета носит привычный номерной характер, мощное симфоническое развитие размывало границы номеров, эмоционально обобщая драматургию событий. Это дало возможность в дальнейшем различным хореографам компоновать музыку «Спартака» по-своему. В 1954 году после окончания партитуры в концертах прозвучала сюита из музыки нового балета, прочно завоевавшая признание у слушателей.

Как только работа над партитурой была закончена, композитор принялся обсуждать все детали постановки с балетмейстером Леонидом Якобсоном. Тут-то и возникли основные проблемы. Этот хореограф успел прославиться благодаря своим реформаторским идеям. Любопытно, что к тому времени, как Якобсон принялся работать над балетом Хачатуряна, его дважды выгоняли из Мариинского театра, но каждый раз его вновь принимали обратно. Это неудивительно, ведь он был невероятно талантливым хореографом и в 1950 году даже удостоился высшей в то время сталинской премии за его работу над балетом «Шурале». Когда балетмейстеру предложили поставить «Спартака», то сразу же поставили непременное условие – выполнить все в кратчайшие сроки. Для ознакомления с партитурой и собственно начала репетиций ему предоставили десять дней. Его балет критики назвали «свободной пластикой», ведь все в нем было новаторским. Сам хореограф хотел подчеркнуть именно дух античности и поэтому решительно отверг все классические танцы и наряды исполнителей.

Балет «Спартак» Леонида Якобсона предстал перед зрителем громадной фреской. В горельефных «живых картинах» демонстрировался и патрицианский Рим с его победами и порочными радостями, и рвущийся к свободе мир рабов. Хореограф выступил против канонов драмбалета, воплощая свой пластический идеал. На ногах всех исполнителей — мягкие сандалии, а их движения навеяны античной вазовой живописью. Условностям классического танца Якобсон противопоставлял свободу движений, непринужденность своего хореографического языка. В нем сплавлены элементы и танца, и пантомимы.

Премьера спектакля успешно прошла в конце декабря 1956 года. Дирижером выступил Павел Фельдт, главные партии превосходно исполнили Аскольд Макаров, Роберт Гербек. Публика и критики были в восторге от увиденного и балет сразу же назвали истинной сенсацией в мире искусства. Любопытно, что до этого времени ни одни балет не вызвал столько интересна и такой бурной реакции со стороны общественности. Однако несмотря на успех, долго в репертуаре он не задержался, в 1962 году он был вновь восстановлен, а затем снова снят по ряду причин.

В Москве долгожданная премьера состоялась в марте 1958 года, благодаря стараниям И. Моисеева. Вот только удачной ее не назовешь и продержалась на сцене она совсем мало. В 1962 году Леонид Якобсон решил повторить свою версию уже на сцене Большого театра в Москве, однако его также не ждал огромный успех и постановка долго не задержалась.

В апреле 1968 года свою версию представил в Большом театре Юрий Григорович. Он остался верен традициям академического балета, с его классическим танцем, но усилил психологическую сторону спектакля. Об успехе его версии говорит тот факт, что в 1975 году студия «Мосфильм» занялась экранизацией балета. После успешной премьеры, балет Григоровича был представлен во многих городах страны и за ее пределами, где публика по достоинству оценила произведение Хачатуряна.

А в Ереване премьера балета «Спартак» Арама Хачатуряна состоялась в 1961 году, на сцене Оперного театра. Балет был представлен в постановке хореографа Евгения Чанги. В роли Спартака выступил Вануш Ханамирян. В последствии в1978, 1982, 1987-ом годах в Ереване ставился балет «Спартак» уже в постановке армянского хореографа Вилена Галстяна.

Вновь вернувшись к музыке выдающегося армянского композитора, не можем не отметить, что она прекрасна, ведь в ней Хачатурян искусно сплел европейские и восточные интонации. Все темы балета очень яркие и запоминающиеся: буквально каждая из них завораживает своей звучностью и красотой, будь то «Танец пиратов» или знаменитый «Триумфальный марш». Именно это и делает балет одним из шедевров мирового искусства.

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть