Онлайн

Шедевры, ставшие жертвами нацизма: Гитлер-художник и его упрямая борьба с «Дегенеративным искусством»

2019-07-06 23:18 , Минутка истории, 507

Шедевры, ставшие жертвами нацизма: Гитлер-художник и его упрямая борьба с «Дегенеративным искусством»

19 июля 1937 года на втором этаже здания Мюнхенского института археологии открылась выставка «Дегенеративное искусство». Для нее соратниками Гитлера были отобраны 650 произведений, изъятых из 32 музеев Германии. Главной целью выставки было продемонстрировать и высмеять искусство, которое не вписывается в идеалы нового немецкого общества, оскорбляет религию и немецкую нацию и, наконец, демонстрирует деградацию личности и сплошь создано коммунистами и евреями. Среди приговоренных работ были не только картины молодых немецких экспрессионистов, дадаистов, сюрреалистов, но и картины художников, которые к этому времени уже стали признанными классиками: Ловиса Коринта, Винсента Ван Гога, Огюста Ренуара и Поля Гогена. О том, насколько эта выставка «ужасна», предупреждал плакат у входа: «Беременным и несовершеннолетним вход воспрещен» …

Но сначала немного предыстории.

Адольф Гитлер – одна из самых зловещих фигур ХХ века, искупавший пол мира в крови, изначально вовсе не имел намерения становиться мировым правителем. Как раз наоборот – юный Адольф увлекался рисованием и мечтал стать художником. Правда, рисовал, в основном, здания.

А вот с портретом и другими жанрами получалось хуже или не получалось вообще.

Этот недостаток сразу же обнаружила приемная комиссия Венской художественной академии, в которую настойчивый абитуриент пытался поступить дважды – в 1907 и 1908 годах. И дважды проваливался по причине «непригодности к рисованию». Можно только догадываться, как бы изменилась мировая история, будь профессора венской школы более благосклонны к молодому абитуриенту.

Однако провал при поступлении в Академию нисколько не помешал карьере Гитлера-художника: с 1908 по 1914 годы он рисует исторические здания Вены и перерисовывает открытки, а нарисованные картинки продает. Торговля ими шла бойко, и художник имел стабильный заработок, который позволил ему даже отказаться от ежемесячной пенсии, положенной ему, как сироте, в пользу своей младшей сестры Паулы.

С началом же Первой мировой войны карьера Гитлера-художника завершилась – он пошел служить в баварскую армию. Да, хотя карьера и завершилась, но личное видение и «великие» идеи остались, чтобы разразится вулканом невиданной мощи в будущем, когда для этого появятся возможности.

Адольф Гитлер, 1924г

Возможности появляются в 1933 году, когда бывший художник становится рейхсканцлером Германии. Гитлер начинает на государственном уровне реализовывать глобальные политические цели – реванш за проигранную Первую мировую войну и территориальную экспансию, а также активно воплощает в жизнь личную позицию, которая заключалась в психопатической антипатии к коммунистам и евреям.

Имелись у Гитлера и другие объекты личной ненависти. одним из них было современное искусство, - а современными для фюрера являлись такие направления, как «импрессионизм», «модернизм» и ряд других. Гитлера откровенно бесили кубизм, джаз и иные порождения модернизма. Одним из этапов борьбы фюрера с современным искусством стало проведение двух выставок: грандиозной выставки в Мюнхене «Дегенеративное искусство» в 1937 году и выставки поменьше – «Дегенеративная музыка» в 1938 году в Дюссельдорфе.

Плакат выставки «Дегенеративная музыка»,1938г

Публике эти выставки «дегенератов» преподносились, в первую очередь, под соусом «борьбы с коммунизмом, евреями, афро-американцами» и т.д. В действительности же, борьба Гитлера с современным искусством не ограничивалась поиском национального или коммунистического следа. В вопросах, касавшихся искусства, в фюрере говорил, что он, прежде всего, «художник и эстет».

Адольф Гитлер на выставке «Дегенеративное искусство», 1937г

В пользу такого мнения говорит и тот факт, что из 112 художников, работы которых экспонировались на выставке «Дегенеративное искусство» в Мюнхене, только шестеро были евреями.

Надо сказать, что окружали Гитлера тоже весьма одаренные, «креативные» личности, - взять, хотя бы, творческие способности Йозефа Геббельса, который в 1932 году организовал для Гитлера сверхсовременную избирательную кампанию: избирателям по почте отправлялись патефонные пластинки с речами фюрера, Гитлер перемещался от митинга к митингу на самом крупном на то время пассажирском самолете, и все это было ново и нестандартно. Его полеты были засняты на пленку и показаны по всей стране. И слоган Геббельс придумал не менее впечатляющий: «Гитлер над Германией».

С приходом Гитлера к власти в 1933 году, Геббельс становится рейхсминистром пропаганды и получает все возможности для реализации своего «творческого» потенциала. Начинает он с литературы: 10 мая 1933 года в 22 городах Германии он организует публичное сожжение книг «негерманского духа», - в ходе этой акции в Берлине и других городах были сожжены десятки тысяч книг, несоответствующих идеологии национал-социализма, в том числе и книги Ремарка.

Также Геббельс начинает кампанию против директоров музеев, приобретавших картины модернистов. Первым «под раздачу» попадает директор Кунстхалле в Мангейме Густав Хартлауб, который приобретал картины современных художников, в частности, Марка Шагала. После увольнения Хартлауба нацисты выставляют картину Шагала «Понюшка табаку» в витрине одного из магазинов на центральной площади Мангейма с надписью: «Налогоплательщик! Вот куда уплывали твои денежки».

Понюшка табаку, Марк Шагал, 1912г

Марку Шагалу, к слову, достаточно было просто писать что угодно, чтобы попасть в список дегенеративных художников. Он был евреем, 200 картин которого находились к началу 1930-х годов в немецких музеях. Писать при этом портрет еврея со звездой Давида, нагло пылающей за его спиной, подобно для нацистов признанию в собственной расовой и художественной неполноценности.

Далее в Германии начинаются массовые увольнения директоров музеев, приобретавших современное искусство, художников-модернистов увольняют с должностей преподавателей университетов и вводят для них запрет на профессиональную деятельность. И, наконец, чтобы окончательно растоптать ненавистное современное искусство, Гитлер решает провести выставку, которая будет называться «Дегенеративное искусство».

К организации выставки Йозеф Геббельс и президент Государственной палаты изобразительных искусств Адольф Циглер подошли опять-таки «творчески»: выставка «Дегенеративное искусство» открылась в Мюнхене 19 июля 1937 года в душном, плохо освещенном здании Института археологии с низкими потолками. Плакат у входа: «Беременным и несовершеннолетним вход воспрещен».

Перед входом на мюнхенскую выставку «Дегенеративное искусство», 1937г

Стены были несимметрично исписаны глумливыми надписями и оскорбительными лозунгами, многие картины висели без рам на обыкновенных шнурах, свисавших с потолка, названия некоторых картин были написаны прямо на них же мелом. Все это призвано было у аккуратных немцев вызвать ощущение неряшливости и отвращения. В залах с графикой были выставлены фотографии олигофренов и других больных людей, которые сравнивались с работами модернистов.

Выставка «Дегенеративное искусство», Мюнхен, 1937г

И все это – на контрасте с «Большой германской художественной выставкой», которая днем ранее – 18 июля – открылась в здании напротив: в светлых мраморных залах специально построенного для таких мероприятий Дома немецкого искусства. Посетители «Большой германской художественной выставки» имели возможность увидеть около 700 современных немецких художников и скульпторов, которые, по мнению Гитлера, рисовали и ваяли правильно, то есть, не являлись кубистами, сюрреалистами и прочими «дегенератами».

«Большая германская художественная выставка», Мюнхен, 1937г

На открытии «Большой германской художественной выставки» фюрер разразился эпохальной речью:

«Кубизм, дадаизм, футуризм, импрессионизм и тому подобные не имеют ничего общего с немецким народом… Они являются лишь искусственным производным людей, которым Господь отказал в таланте истинно художественной одаренности и вместо нее одарил их даром болтовни и обмана... Говорят, что эти художники не так видят, как другие. Я здесь посмотрел некоторые из присланных картин, и должен признать — некоторые из них действительно написаны людьми, видящими «наизнанку». У них нынешние представители нашего народа представлены как дегенерирующие кретины, луга для них синие, небо — зеленое, облака — серно-желтые и т. д.; так они чувствуют или, как они выражаются, это переживают. Я не желаю вмешиваться в спор, действительно ли указанные лица так чувствуют и видят или нет, но я хочу во имя немецкого народа запретить то, чтобы вызывающие жалость несчастные, которые страдают острым расстройством зрения, плоды своего болезненного видения пробовали навязать окружающему миру или даже пытались возвести это в ранг «искусства». Нет, у нас имеется лишь две возможности: или так называемые «художники» видят окружающее действительно так странно и верят в то, что они изображают мир правильно — тогда требуется только определить, являются ли их дефекты зрения повреждениями механического характера или они наследственны. В первом случае мы им глубоко сочувствуем, во втором — это важно для Имперского министерства внутренних дел — заняться этим вопросом и избежать по крайней мере дальнейшее наследование таких ужасных дефектов зрения. Однако возможно также, что эти лица сами не верят в действительности в эти свои «чувствования» и «видения», но стараются, исходя из других побуждений — чтобы оскорбить нашу нацию этим безобразием, насмешкой. Тогда такие поступки относятся к области уголовного наказания… Отныне мы будем вести беспощадную очистительную войну против последних у нас элементов культурного разложения».

В последующие годы модернисты действительно подвергались преследованиям – кому-то удалось эмигрировать, кто-то остался в Германии, но не мог заниматься профессиональной деятельностью, модернистов-евреев отправляли в концлагеря. Доходило и до откровенного идиотизма: например, художникам Эдгару Энде и Эмилю Нóльде было запрещено покупать кисти и краски, и гестапо периодически наведывалось к ним проверять, не продолжают ли они рисовать. Эмиль Нольде продолжал рисовать акварелью (Нольде – один из наиболее выдающихся акварелистов ХХ века), так как масляные краски могли выдать его запахом. Все эти годы каждый день он заканчивал работу, брал лопату — и отправлялся в сад закапывать написанные за день работы. Позже он назовет этот цикл «Ненаписанные картины».

Распятие Христа, Эмиль Нольде, 1912г

Из приблизительно 700 работ, представленных на выставке «Дегенеративное искусство», Эмиль Нольде был представлен 29 работами (бóльшим количеством работ не был представлен ни один автор), центральную часть экспозиции выставки составлял знаменитый полиптих Нольде «Жизнь Христа»:

Надпись на плакате над «Жизнью Христа» Нольде: «Психопаты-пачкуны и предприимчивые евреи представили нарисованный призрак и фрагменты памфлета как проявление немецкой религиозности и хорошо на этом заработали» (нем.: «Gemalter Hexenspuk, geschnitzte Pamphlete wurden von psychopathischen Schmierfinken und geschäftstüchtigen Juden als Offenbarung deutscher Religiosität’ ausgegeben und zu barem Geld gemacht»).

Любое изображение Христа кроме классического нацисты считали оскорбительным и карикатурным. Болезненно желтая кожа и синие тени вокруг глаз, искаженные пропорции лица и тела, небрежно крупными мазками прописанные фигуры — всего этого было бы достаточно даже если бы героем картины был простой смертный. А в сочетании с самым трагическим евангельским сюжетом выглядело кощунством.

В ходе тотальной конфискации «дегенеративных» предметов искусства, осуществлявшейся подручными фюрера, из музеев и других собраний Германии было изъято свыше 17 тысяч работ, из них – свыше тысячи работ Нольде.

Большой мак, Эмиль Нольде, 1942г

Заодно с Эмилем Нольде, Паулем Клее и другими немецкими авторами конфисковали работы Ван Гога, Поля Сезанна, Пабло Пикассо и всех подряд импрессионистов, постимпрессионистов и модернистов.

Автопортрет, Ван Гог, 1888г. был продан на аукционе в Люцерне 30 июня 1939 года за 40 тысяч долларов

Часть этих картин была продана на аукционах, организованных гитлеровцами в швейцарском городе Люцерн. Другая часть была продана в Германии иностранным перекупщикам, в среднем, по 20 долларов за штуку, некоторые были присвоены подручными фюрера (например, Геринг «взял» для личной коллекции картины Ван Гога, Эдварда Мунка, Поля Сезанна и других мастеров), а самые «неходовые» были сожжены 20 марта 1939 года в Берлине, во дворе Главной пожарной охраны на Кёпеникштрассе. Всего сожгли около 5000 картин, акварелей и графики.

Полный список художников, чьи работы были представлены на выставке «Дегенеративное искусство»: Эрнст Людвиг Кирхнер, Эмиль Нольде, Марк Шагал, Макс Бекман, Оскар Кокошка, Пауль Клее, Василий Кандинский, Георг Гросс, Макс Эрнст, Ловис Коринт, Отто Дикс, Лионель Фейнингер, Эрих Хеккель, Иоганнес Иттен, Ласло Мохой-Надь, Алексей Явленский, Эль Лисицкий, Франц Марк, Пит Мондриан, Отто Мюллер, Макс Пехштейн, Оскар Шлеммер, Карл Шмидт-Ротлуф.

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть