Онлайн

Шляпа, приведшая к путанице: ученый утверждает, что музей путает портреты двух Ван Гогов

2019-07-12 10:12 , Культура, Шоу бизнес, 236

Шляпа, приведшая к путанице: ученый утверждает, что музей путает портреты двух Ван Гогов

Два портрета из собрания Музея Ван Гога в Амстердаме, изображающие Винсента и его брата Тео, вот уже несколько лет являются предметом постоянных дебатов о личностях их героев. Долгое время две небольшие картины, написанные в 1887 году, когда братья вместе жили на Монмартре, считались автопортретами,на которых Винсент носит две разные шляпы. Однако восемь лет назад музей установил, что человек в фетровой шляпе — это сам художник, а в соломенной — Тео.

Эта теория, как пишет The Art Newspaper, теперь будет оспорена на выставке«Внутренний круг Ван Гога: друзья, семья, модели». Экспозиция будет работать с 21 сентября 2019-го по 12 января 2020 года в Музее Северного Брабанта в нидерландском городе Хертогенбос в Нидерландах.

Её приглашённый куратор Шьаар ван Хёгтен хорошо знает эту пару портретов,поскольку был руководителем коллекций в Музее Ван Гога. Ныне, будучи независимым искусствоведом, он считает, что бывшие коллеги ошибаются. По его мнению, человек в соломенной шляпе — это Винсент, а в фетровой — Тео.

Когда личности портретируемых были впервые поставлены под сомнение в 2011 году, это стало большим сюрпризом. Считалось, что Винсент, который известен своей небрежностью в одежде, носит соломенную шляпу, в которой удобно писать на пленэре. А вот его брат, респектабельный торговец произведениями искусства,наверняка носил бы более официальную фетровую шляпу. У Винсента в Париже вообще такой не было, свидетельствует шурин Тео.

Автопортрет, или Портрет Тео Ван Гога, Винсент Ван Гог, 1887г

Восемь лет назад амстердамский музей объяснил, что братья поменялись шляпами, вероятно, «в шутку».

Луи ван Тилборг, старший исследователь учреждения и выдающийся специалист по парижскому периоду художника, предположил, что Винсент сыграл на том, что часто изображал себя на автопортретах в соломенной шляпе. Поэтому обмен головными уборами с Тео был «семейной шуткой». «Похоже, что братья надели шляпы друг друга», — заключил он.

Доказывая, что человек в соломенной шляпе — это Тео, Ван Тилборг опирался на физические характеристики лица. Он указал, что борода у младшего брата охристого цвета, а не оранжево-красная, как у Винсента, а также аккуратно подстрижена — в отличие от более небрежной у художника. Кроме того, ухо у Тео округлое, как на его фотографиях, в то время как другие автопортреты Винсента свидетельствуют, что него были более мясистые уши.

Автопортрет в серой фетровой шляпе, Винсент Ван Гог, 1887г

Однако Шьаар ван Хёгтен в интервью The Art Newspaper выразил сомнение, что Винсент изобразил бы Тео в довольно небрежном летнем наряде, сам будучи одет как уважаемый джентльмен. Кроме того, по его словам, у Тео были светлые серо-голубые глаза, а, судя по автопортретам Винсента, его глаза были зеленоватыми(художник часто изображал их зелеными, иногда голубоватыми, иногда темными, но никогда не серовато-голубыми, как у человека в фетровой шляпе). На еще одном автопортрете в соломенной шляпе один глаз у Винсента зеленый, другой — голубой.

Автопортрет в соломенной шляпе, Винсент Ван Гог, сентябрь 1887г

Музей Ван Гога признал, что Ван Хёгтен, возможно, прав насчет человека в соломенной шляпе. Учреждение дало картине новое название: «Автопортрет, или Портрет Тео Ван Гога».

В опубликованном на днях заявлении говорится: «В свете того, что мы имеем дело с написанными портретами, а не фотографиями, по-прежнему сложно взвесить аргументы относительно физического сходства; в конце концов, существует множество причин, по которым художник мог отклониться от реальности». Именно из-за этой неопределенности музей пошёл на необычный шаг, дав картине двойное название.

Однако по-прежнему сохраняются разногласия относительно другого портрета — того, что с фетровой шляпой. Музей Ван Гога считает, что это автопортрет, так как он так похож на другой общепринятый образ Винсента, хранящийся в Рейксмузеуме в том же Амстердаме. Однако Музей Северного Брабанта не согласен с этим аргументом и выставит картину как «Портрет Тео Ван Гога». Повесив рядом два изображения мужчин в разных головных уборах, кураторы дадут возможность посетителям и учёным самим решить, кто перед ними.

Нам неизвестно о других портретах Тео кисти его брата, поэтому так важно выяснить, кто есть кто в этой паре. Сложность заключается в том, что оба были очень похожи.

«Автопортрет» (1887) Винсента Ван Гога из коллекции Рейксмузеума

Снимок 15-летнего Тео, считавшийся портретом Винсента

Спор о паре картин перекликается с аналогичным — по поводу подростковых фотографий. Речь идёт о снимке мальчика, который всегда считался изображением 13-летнего Винсента. Однако в ноябре 2018 года были опубликованы результаты исследования семейной переписки, свидетельствующие, что на самом деле это Тео в 15 лет.

Поскольку младший брат играл важнейшую роль в жизни старшего, любопытно узнать, как же его изображал художник. После выставки Музее Северного Брабанта пара портретов вернётся в Амстердам и вновь будет висеть рядом в Музее Ван Гога.

Лента

Рекомендуем посмотреть