Онлайн

Сара Бернар: знаменитая актриса и неизвестный скульптор

2019-07-16 22:00 , Немного О..., 523

Сара Бернар: знаменитая актриса и неизвестный скульптор

Исключительный актерский талант принес Саре Бернар титул «Божественной Сары». Однако звезда «Комеди Франсэз» добилась успеха еще в одной творческой профессии, редкой для женщины XIX века — она была скульптором. Ее мраморный рельеф «Офелия» в феврале 2017 года был представлен среди топ-лотов аукциона эротического искусства Sotheby’s.«Офелия» с оценочной стоимостью в 50 — 70 тысяч фунтов стерлингов, была продана за рекордную для наследия Сары Бернар сумму — 308 тысяч фунтов стерлингов.

В наши дни творчество Сары Бернар-скульптора практически неизвестно, а вот в конце XIX века ее работы вызывали большой интерес у коллег, публики и критиков.

Сара Бернар «Офелия», мраморный рельеф, 1880 год, фрагмент

В 1874—1886 годы Сара Бернар представляла свои работы в Парижском Салоне, принимала участие в выставках в Лондоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго (1893) и на Всемирной выставке в Париже в (1900). Сохранились сведения о 50-ти произведениях Сары Бернар.

«Это женщина, настоящая женщина со всеми ее метаниями и контрастами!.. Со всеми ее крыльями и когтями! И льстивая, и нежная, и ласковая, и вероломная! И ловкость… и изворотливость ужа! Коварство и самоотверженность!», — так ее охарактеризовал драматург Викторьен Сарду.

Эти слова словно описывают «Автопортрет» Сары Бернар в образе Сфинкса. Скульптор обратилась к мифическому персонажу, чтобы с помощью метафоры передать главную особенность своей профессии — умение перевоплощаться как на сцене, так и в жизни.

Автопортрет в образе Сфинкса. Фантастическая чернильница, Сара Бернар, 1880г

Актриса, блестяще игравшая на сцене драматические роли, часто выбирала для своих работ сильные темы. Любовь и Смерть — главные герои ее произведений. Она создавала бюсты любимых ею людей и сложные скульптурные композиции, раскрывающие трагические сюжеты.

Сара Бернар в своем кабинете

Новое призвание Сары Бернар помог узнать случай. В конце 1860-х скульптор Ролан Матье-Менье предложил уже известной актрисе Саре Бернар вылепить ее бюст. Она дала согласие и во время сеансов давала настолько точные и ценные советы мастеру, что пораженный скульптор посоветовал модели самой попробовать себя в ваянии. Так у двадцатипятилетней актрисы появилось новое увлечение, и она начала брать уроки у Ролана Матьё-Менье и Эмилио Франчески.

В 1873 году, недовольная работой в «Комеди Франсэз», она снимает мастерскую и занимается скульптурой.

«Поскольку я не могу использовать свой интеллект и мою энергию в создании ролей в театре, как мне хотелось, я посвятила себя другому искусству и начала заниматься скульптурой с неистовым энтузиазмом», — из воспоминаний Сары Бернар.

Дочь Роланда. Автопортрет, Сара Бернар, 1876г

Мастерская на площади Клиши станет «тихой гаванью» Сары, позволявшей ей укрыться от враждебной атмосферы «Комеди Франсэз». Здесь она работает и принимает своих друзей. Современники актрисы усматривали в ее занятии провокацию, нарушение принятых норм. Новая профессия Сары, железная воля и упорство, - качества присущие мужскому характеру, — нарушали общепринятые условности и приписывались тщеславию актрисы, ее желанию заставить публику еще больше восхищаться собой.

В этом предположении есть доля истины. Сара специально пригласила в свою мастерскую профессионального фотографа, который запечатлел актрису в ее новом амплуа – скульптора и художницы.

Сара Бернар в своей мастерской

Сара также занялась рисованием, однако ее живописное творчество не вызывало большой интерес у современников.

Сара Бернар, «Автопортрет», 1890г

«За пределами мастерской — это женщина, очаровательная женщина Сара Бернар. Но стоит ей переступить порог святилища, где она месит гончарную глину, это уже мужчина с резцом скульптора в руках. В самом деле, только мужчина может так пренебрегать своим внешним видом, только мужчина может обладать такой энергией и волей, не зная устали. Взгляните на нее… простите мне мою ошибку, взгляните на него за работой», — писал литератор Пьер Верон.

Сара Бернар за работой над скульптурой «Медея»

Через некоторое время актриса оправилась от своего мрачного настроения.

В 1879 году труппа «Комеди Франсэз» отправилась на гастроли в Лондон, в это же время в Лондоне открылась выставка в галерее Уильяма Рассела на Пиккадилли, на которой экспонировались пять скульптур Бернар. Выставку посетили принц и принцесса Уэльская, Сэр Фредерик Лейтон, президент Королевской Академии. Газета «Таймс» написала благосклонные отзывы о ее работах.

Офелия, Сара Бернар, 1880г

«Офелия» Сары Бернар была впервые представлена публике во время американского турне в 1881 году. Автор подарила свою работу Королевскому Театру в Копенгагене в знак признательности за гостеприимство, оказанное ей во время первого выступления в этом театре летом 1880 года. Позже Сара Бернар создала (из известных на сегодня) еще две версии «Офелии».

Во второй половине XIX века многие художники и скульпторы обращались к шекспировским произведениям и интерпретировали тему смерти в романтическом свете. К тому времени, как Бернар принялась за свою Офелию, уже были написаны вызвавшая сенсацию «Офелия» Джона Эверетта Милле, работа Эжена Делакруа, скульптура Огюста Прео. Произведение Сары Бернар рассматривают как интересное продолжение разработки трагического образа Офелии, усматривая в нем одержимость смертью, безмятежный переход в другой мир, и в то же время — волнующую чувственность.

Сара Бернар в своем кабинете, 1893 год, фото

Драма Виктора Гюго «Король забавляется» вдохновила Сару Бернар на создание скульптуры «Шут и Смерть». Главный герой произведения Трибуле — придворный шут французского короля Франциска I. Он стал невольной причиной смерти своей дочери, в скульптурном воплощении герой держит в руках ее череп. Его лик, его маска — смеется. Его сердце — рыдает…

Шут и Смерть, Сара Бернар, 1877г

Интересны два бронзовых медальона, изображающие Сару Бернар и художницу Луизу Аббема. Они были подругами и выполнили портреты друг друга, хотя некоторые историки приписывают им любовную связь.

Луиза Аббема, «Портрет Сары Бернар», 1875 год, бронза, Музей искусств, Бостон

Портрет Луизы Аббема, Сара Бернар, 1875г

Возможно, «Божественная Сара» под маской Сфинкса скрывает еще немало тайн и спустя еще несколько десятков лет мы узнаем о других талантах удивительной француженки. «Появится новая легенда, а легенда, — говорила Сара Бернар, — всегда берет верх над историей».

Сара Бернар «Автопортрет в образе Сфинкса»

По материалам artchive

Лента

Рекомендуем посмотреть