История одного шедевра: «Девятый вал» Айвазовского – не страх перед стихией, а упоение ее непостижимой силой - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Девятый вал» Айвазовского – не страх перед стихией, а упоение ее непостижимой силой

2019-07-29 22:20 , История Одного Шедевра, 7389

История одного шедевра: «Девятый вал» Айвазовского – не страх перед стихией, а упоение ее непостижимой силой

Сегодня, 29 июля исполняется 202 года со дня рождения самого известного художника-мариниста Ивана (Ованнеса) Айвазовского. За всю жизнь он написал около 6 тысяч картин на морскую тему, а самой известной среди них является «Девятый вал». История создания этого шедевра позволяет приблизиться к пониманию основных принципов работы художника над морскими пейзажами и приоткрыть завесу над тайнами его творческой мастерской.

«Девятый вал», Иван Айвазовский, 1850г, Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

Родился будущий художник в Крыму – в Феодосии, в 1817 году, в семье Геворга и Рипсиме Гайвазовских. Мать Ованеса была чистокровной армянкой, а отец происходил из армян, переселившихся из Западной Армении, оказавшейся под владычеством турок, в Галицию.

Айвазовский с детства слышал рассказы моряков об опасностях и приключениях, случавшихся с ними в плавании. По древним морским поверьям, девятый вал – самая мощная и страшная из идущих одна за другой во время шторма волн (древние греки считали самой опасной третью волну, а римляне – десятую). Позднее физики объяснили это явление принципом интерференции: несколько волн сливаются в единый вал и срабатывает эффект синергии.

«Среди волн», 1898г

В двадцатом веке в советском искусствоведении бытовала традиция истолкования сюжета картины как называемой «политической аллегории»: неизменно вспоминалась волна революций, прокатившаяся в 1848 г. в Европе, и безвременная кончина В. Белинского. Однако вряд ли к автору «Девятого вала» это имеет какое бы то ни было отношение. Художник большую часть жизни провел в родном приморском городе – Феодосии, и был просто влюблен в морскую стихию, особенно в моменты шторма. Буря Айвазовского – это природное явление, прекрасное в своей мощи и свободе, и, пожалуй, не стоит тут искать подтексты и скрытые смыслы. Кроме того, роковое противостояние человека и стихии – типичная для романтических произведений тема.

«Буря у скалистых берегов», 1875г

Буря на море вызывала у художника не страх перед стихией, а упоение ее непостижимой силой. Показателен в этом отношении один эпизод из жизни Айвазовского. Однажды он плыл на корабле из Англии в Испанию и попал в сильный шторм. После этого в европейской прессе даже появились сообщения о его гибели. Позже он заявил о том, что эти новости были ошибочными и признался в том, что многие пассажиры, обезумев от страха, тогда действительно мысленно попрощались с жизнью, а он с восхищением наблюдал за разбушевавшимся морем:

«Страх не подавил способности воспринять и сохранить в памяти впечатление, произведенное бурею, как дивною живою картиною».

Примечательно то, что «Девятый вал» (как, впрочем, и большинство других работ) художник писал не с натуры, а по памяти. Сам он так объяснял свою позицию:

«Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом, связанным по рукам и ногам. Движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину».

«Биарриц», 1889г

С натуры он делал только наброски, а дальше работал над картиной в мастерской.

Но для того, чтобы воспроизводить сюжет по памяти, нужно было работать очень быстро, - чтобы не утратить первоначального впечатления и успеть запечатлеть увиденное. Поэтому Айвазовский писал по несколько часов подряд, иногда даже по 12 часов без перерыва, и не понимал художников, которые работают над картинами по несколько месяцев или даже лет.

«Девятый вал» был написан всего за 11 дней.

«Не отхожу от картины, пока не выскажусь», – говорил он.

А его техника написания волн удивляла знатоков живописи: он умел создавать движущуюся и почти прозрачную морскую волну. Эффект прозрачности достигался с помощью лессировки – нанесения тончайших слоев краски друг на друга. Его лессировку критики называли виртуозной.

«Корабль среди бурного моря», 1887г

Эта картина была написана, когда художнику было всего 33 года, и сразу после создания ее ждал ошеломляющий успех, во время первого показа в 1850 г. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Люди приходили по несколько раз, чтобы снова увидеть «Девятый вал». Эту работу вместе с «Последним днем Помпеи» Брюллова называли высшим расцветом романтизма в российском изобразительном искусстве.

Корабль «Императрица Мария» во время шторма, 1892г

Лента

Рекомендуем посмотреть