Онлайн

Недолгая жизнь и трагическая смерть блистательной оперной примы: Надежда Папаян каждый свой концерт неизменно заканчивала армянской песней

2019-07-31 19:29 , Немного О..., 2702

Недолгая жизнь и трагическая смерть блистательной оперной примы: Надежда Папаян каждый свой концерт неизменно заканчивала армянской песней

В 1890–1900-х годах на сцене блистала армянка Надежда Папаян – артистка ведущих театров Милана, Неаполя, Парижа, Санкт-Петербурга и Тифлиса, вызывая неизменный восторг публики и добившись мирового признания. К сожалению, артистка с бесконечно прекрасным голосом и неповторимым артистизмом, прожила недолго – всего 37 лет, однако успела увековечить свое имя в истории армянского и русского вокального искусства.

Надежда Папаян родилась в 1868 году в Астрахани, в семье купца 2-й гильдии Амбарцума Папаяна. В детские годы музыкального образования она не получила, хотя ее любовь к музыке и театральному искусству проявилась очень рано. Однажды, услышав пение своей дочери, Амбарцум Папаян сказал, что по окончанию гимназии отправит ее учиться вокальному искусству в консерваторию.

В возрасте 16 лет, живая и остроумная Надежда знакомится с приехавшим в Астрахань известным певцом Кипсе и просит послушать ее. Восхищенный вокальными данными молодой армянки, Кипсе советует ее родителям непременно отправить дочь учиться в московскую или петербургскую консерваторию.

Окончив астраханскую женскую гимназию с золотой медалью, Надежда Папаян в 1886 году отправляется в Санкт-Петербург. На экзамене ее вокальные данные приводят в восторг тогдашнего ректора петербургской консерватории, известного композитора и пианиста Антона Рубинштейна. Так Надежда поступает в консерваторию в класс Вильгельмины Рааб и начинает оттачивать свое прекрасное лирическое сопрано. Уже в годы учебы она становится частой участницей ученических оперных спектаклей и камерных концертах Рубинштейна и Э. Направника.

С одной стороны, на развитие таланта будущей звезды благотворно повлияла богатая и красочная музыкальная и оперная жизнь Санкт-Петербурга, а с другой – петербургский холодный климат негативно сказывается на ее здоровье. И по этой причине в 1890 году Надежда отправляется в Италию. В Милане она продолжает учиться: сначала два месяца у Собостиани, затем три года у профессора Вилла Фиорито, под руководством которого подготовила партии Розины («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Джульетты («Ромео и Джульетта»), Маргариты («Фауст»), Виолетты, Джильды. Тихая и скромная, но поражающая своим голосом Надежда Папаян очень скоро привлекает внимание итальянских музыкантов. Ей поступают предложения из различных театров, в том числе из знаменитого Ла Скала, где она несколько раз выступает в 1883 году. Но певицу, несмотря на небывалый успех, все же тянет домой…

Надежда Папаян в роли Сюзанны («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта)

В том же 1893 году в Тифлисе состоялся первый сольный концерт Надежды Папаян, после которого она сразу же завоевала симпатии и музыкальное общество города, а критики были от нее без ума. Надо отметить, что Надежда сразу же отвергла предложение писать свою фамилию на афишах на русский лад, стремясь утвердиться в искусстве именно как армянка. Ей говорили, что для карьеры будет лучше, если она станет именоваться Надеждой Папаевой, но певица гордилась армянским происхождением и каждый свой концерт неизменно заканчивала армянской песней. Ведь еще в самом начале своей творческой деятельности певица наряду с произведениями российских и европейских композиторов часто выступала с армянскими произведениями. Она работала с такими армянскими певцами, как Нерсес Шахламян, Беглар Амирджанян. А когда она дебютировала в партии Маргариты из «Фауста» в Тифлиской опере, ее партнером стал молодой дебютант Федор Шаляпин.

Постоянные выступления в оперных театрах Тифлиса сделали Надежду Папаян любимицей публики и новым предметом гордости местного армянского общества. Говорят, что после каждого ее выступления из лож на сцену сыпался дождь из цветных бумажек, на которых на армянском, русском и других языках были написаны восхваления приме – «Браво, Папаян!», «Браво, армянскому соловью!»…

«Самый большой успех был у молодой певицы Папаян: ее выступление было игрой выдающейся драматической артистки, все спетые ею ноты прекрасны. В верхнем регистре ее голос звучит приятно и имеет редкую – серебряную – чистоту. В нем проявляется сила артистки и секрет ее успеха», - так о ней писала пресса тех лет.

Но несмотря на популярность и успех, певица всегда была недовольна достигнутым. С целью еще больше отточить свое мастерство, она отправляется в Париж, где два года совершенствовалась в пении у Маркези и выступала в концертах и оперных спектаклях ее студии, а также в оперных театрах и концертных залах Парижа. И вновь парижская публика и пресса приняли ее с восторгом. В 1897 году она выступает во Франции и Англии с концертной программой, большую часть которых составляли армянские произведения. Вернувшись из Европы, она продолжает выступать в Тифлисе, а также в Мариинском театре в Петербурге. Русские музыкальные критики высоко оценили искусство армянки. Величайший русский композитор Римский-Корсаков выразил мнение, что именно Папаян создана для роли Марфы в опере «Царская невеста». Ее талант оценили также Глазунов, Ершов и многие другие.

Надежда Папаян в роли Марфы

Надежда Папаян выступала в ролях Виолетты в «Травиате», Розины в «Севильском цирюльнике», Мими в «Богеме», Маргариты в «Фаусте», Джульетты в «Ромео и Джульетте», Татьяны в «Евгении Онегине» - всех не перечесть.

Известный армянский писатель Костан Зарьян в своей автобиографии отметил, что благодаря Надежде Папаян он полюбил оперное искусство: «В Тифлисе меня отвели в оперу. Пела известная армянская певица по фамилии Папаян. Весь вечер она меня восхищала, а сама опера стала чем-то волшебным».

Но то ли из-за предубеждений в отношении армян, то ли из-за закулисных интриг в Мариинском театре и отсутствия сильных покровителей, Папаян была вынуждена вновь уехать. Она отправилась в Париж, приняв решение работать только там. Но несколько лет спустя – 1905 году – ей пришлось вернуться на родину, в Астрахань – проститься с матерью, находящейся при смерти. Но злой рок подстерегал молодой талант. В ее отчий дом под видом студентов проникают трое грабителей. Соблазненные рассказами о деньгах и бриллиантах певицы, они решились на убийство мирно сидящих за чаем отца и дочери, которые только недавно пережили семейную трагедию — похоронили долго болевшую маму Надежды Амбарцума Папаяна три раза ударили по голове свинцовым кистенём, Надежду — тоже по голове – молотком. Ее крик переполошил многих, и бандиты бежали. Полицией был пойман один из них. У доставленной в больницу пострадавшей был раздроблен череп, ей сделали операцию, но лучше не стало: мучения продлились еще три недели, она полностью ослепла. Лишь перед смертью она пришла в сознание и еле слышно спела свою последнюю арию – Виолетты из «Травиаты» Верди, заставив весь врачей безудержно рыдать. В последний путь любимую певицу провожали все, даже женщины, которым по тем временам не разрешалось идти на кладбище. По иронии судьбы в это время на ее имя пришла телеграмма из Парижа с приглашением на работу в знаменитой «Опера-комик» - в качестве примы…

После смерти певицы ее поклонники и коллеги почти каждый год устраивали в Тифлисе благотворительные спектакли и концерты, сбор с которых шел на две стипендии имени Надежды Папаян, установленные для армянок вокального отделения Тифлисского музыкального училища. А в 1910 году местная русская драматическая труппа по инициативе М. Петовой-Бельской поставила пьесу в стихах Ж. Шипена «смерть и жизнь»: сбор снова был направлен стипендиаткам.

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть