Марика Чмшкян знала о Булгакове то, что другие не знали: она присутствовала при последнем вздохе великого писателя - RadioVan.fm

Онлайн

Марика Чмшкян знала о Булгакове то, что другие не знали: она присутствовала при последнем вздохе великого писателя

2019-08-09 23:19 , Минутка истории, 14119

Марика Чмшкян знала о Булгакове то, что другие не знали: она присутствовала при последнем вздохе великого писателя

24 апреля 1927 года писатель Михаил Булгаков со своей второй женой Любовью Белозерской приезжает в Тифлис. Одна из знакомых приглашает супругов в кондитерскую, где знакомит их с хозяйкой заведения – пожилой француженкой и ее внучкой Марикой. Молодая и миловидная девушка Марика Чмшкян сразу же завоевывает симпатию четы Булгаковых и с этого момента обычное знакомство перерастает в многолетнюю прочную и бескорыстную дружбу.

Марика

На протяжении 10 дней Марика повсюду бывает с Булгаковыми, показывает им родной город. Расставаясь, супруги взяли с Марики обещание – поддерживать связь. Затем по приглашению Булгаковых Марика около двух лет прожила в их небольшой московской квартире, став почти что членом семьи. Писатель упоминал о ней в своих рассказах, а в последствии именно Марика присутствовала при последнем вздохе великого писателя…

Михаил Булгаков и Любовь Белозерская

Внучка выдающегося армянского театрального актера Геворга Чмшкяна – Марика (Мария) Артемовна Чмшкян родилась в 1904 году. Ее мать была француженкой.

Сначала Марика работала на железной дороге, затем благодаря своей бросающейся в глаза внешности и генетически унаследованному актерскому таланту она привлекла внимание кинодеятелей. Марика сыграла в двух грузинских фильмах – «Осиное гнездо» (1927) Ивана Перестиани и «Элизо» (1928) Николоза Шенгелая. Но к актерской карьере осталась равнодушной.

Марика. Кадр из фильма «Элизо»

Работа в железнодорожной сфере позволяла Марике раз в год путешествовать по всему СССР, и в конце 1927 года она впервые отправляется в Ленинград. Перед отъездом она в письме сообщает Булгаковым о своей предстоящей поездке и получает радостный ответ: Михаил Афанасьевич и Любовь Евгеньевна тоже едут в город на Неве, и будут там в те же дни, что и Марика. Конечно же, сразу же назначают встречу и уже Булгаков выступает в роли гида и показывает город гостье из Тифлиса. Затем Булгаковы берут с нее слово – перед тем, как вернуться в Тбилиси она непременно должна побывать у них в Москве.

Марика

Когда Марика приезжает в Москву, на вокзале ее встречает целая делегация — Булгаковы и поэт Владимир Маяковский, ее давний знакомый, еще по Тифлису. Также присутствовали известная грузинская актриса эпохи немного кино Нато Вачнадзе и ее учительница ритмики Ашхен Мамиконян. Тут же на вокзале разгорается спор – у кого же остановится Марика? Маяковский хотел, чтобы Марика вместе с ним отправилась к Нате Вачнадзе, но Булгаков решительно забрал ее чемодан и сказал, что она едет к ним. Поэт на мгновение растерялся, а потом попросил у Марики билет, положил его в карман, и заявил, что «уедет она только тогда, когда он позволит».

Таким образом, Марика осталась в доме Булгаковых, любовь которых к молодой девушке росла с каждым днем. Они пригласили ее вновь приехать к ним – уже надолго. Марика дала слово.

Провожала ее обратно в Тифлис та же компания. Любовь Белозерская-Булгакова в своих мемуарах так вспоминала эти проводы:

«В день ее отъезда позвонил Маяковский и сказал, что он заедет проводить Марику… В поместительной машине сидел он и актриса Ната Вачнадзе. Присоединились и мы трое. Большое внимание проявил Маяковский по отношению к Марике: шоколад, питье в дорогу, журналы, чтобы она не скучала. И все как-то очень просто и ласково. По правде говоря, я не ожидала от него этого. Обратно мы ехали молча. Я сказала:

— Что это мы молчим? Едем как с похорон.

Ната и Мака промолчали, Владимир Владимирович сказал:

— Действительно, как с похорон».

Год спустя – в 1928-ом Марика окончательно обосновалась в Москве, получив работу в Госкинофонде. И в этот раз Булгаковы настояли на том, чтобы она поселилась у них. Квартира была небольшой, всего три маленькие комнатки. Но Михаил Афанасьевич отказов не принимал.

Случалось, что Булгаков среди ночи мог разбудить жену и Марику, чтобы прочесть им свое только что законченное произведение. Марика эти ночные чтения считала самыми незабываемыми часами.

В доме Булгаковых летом 1929 года Марика встретила и своего будущего мужа – драматурга Сергея Ермолинского.Когда она только собиралась связать с ним свою судьбу и навсегда перебраться в его дом, Булгаковы провожали ее со слезами. Словно предчувствовали, что отношения с мужем не сложатся. Рыдали все – Любовь Евгеньевна, домработница Маруся, сама Марика. Подняв чемодан, она удивилась его тяжести. Открыла проверить, в чем дело и с удивлением заметила в нем… бюст Суворова, который незаметно успел положить Булгаков.

«Михаил Афанасьевич, а это зачем?», - только и смогла спросить Марика. «А это когда Ермолинский будет спрашивать, где твой бюст, ты не теряйся и доставай Суворова», - ответил писатель. Все засмеялись и слезы высохли.

Михаил Булгаков, Сергей Ермолинский и Марика

После свадьбы Марика продолжала навещать Булгаковых, и сам писатель был частым гостем в доме Ермолинских. Это стало поводом для ревности молодого супруга: по его мнению, Марика больше интересовалась делами Булгаковых, нежели своим мужем. Впрочем, со временем он к этому привык.

С годами здоровье Булгакова ухудшилось. Настал момент, когда врачи потребовали, чтобы при нем круглосуточно находилась сиделка. Но писатель не согласился взять медсестру, а попросил позвать свою сестру и Марику. Будучи врачом, Булгаков уже знал, что дни его сочтены, но даже несмотря на это находил в себе силы шутить: «Не смейте надо мной плакать, вспоминайте меня радостно». И Марика, вместе с сестрой и женой писателя (уже третьей – Еленой Шиловской), до последней секунды ухаживала за Михаилом Афанасьевичем. Он скончался 10 марта 1940 года. «Он ушел тихо. Как и многие из нас, я тоже потеряла своего великого друга», - впоследствии писала Марика.

Последние дни Булгакова. Сережа Шиловский, Михаил Афанасьевич, Елена Сергеевна Булгакова, Марика и Павел Попов

1940 год оказался тяжелым годом для Марики. В том же году ее мужа репрессировали и сослали и в Казахстан. Затем на экраны вышел снятый по сценарию Ермолинского фильм «Машенька» (посвященный Марике), из титров которого вычеркнули имя сценариста – как «врага народа». Большим потрясением для Марики оказался и вызов на допрос – после ареста мужа, поэтому она принимает решение – вернуться на родину.

Так, с началом войны Марика Еромолинская вернулась в Тбилиси. Здесь она долго и упорно хлопотала о том, чтобы в Грузию смог приехать и ее муж, подключила все свои знакомства. И в итоге Сергей Еромолинский действительно оказался в столице Грузии – уже в 1945 году.

Но через несколько лет после возращения Ермолинского из Средней Азии его семья с Марикой распалась. Правда, сценарист потребовал, чтобы жена, теперь уже бывшая, продолжала бы носить его фамилию. Марика не возражала. А Ермолинский впоследствии в своих воспоминаниях о Булгакове упомянул имя Марики, однако умолчав о том, что она на протяжении 27 лет была его женой…

Последние годы Марики Ермолинской прошли в коммуналке на Плющихе. Она полностью ослепла, но ее память не подводила ее до самой смерти – в 1990 году. К ней часто заходили биографы Булгакова с просьбой рассказать что-либо из жизни великого писателя, поскольку, как отметил в последствии один из булгаковедов «Марика знала о писателе то, что другие не знали…».

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть