Онлайн

Французский художник с армянской судьбой: Шарль Адамян и его полотна, внушающие восторг перед жизнью

2019-08-21 22:22 , Немного О..., 1097

Французский художник с армянской судьбой: Шарль Адамян и его полотна, внушающие восторг перед жизнью

Во Франции его имя и сегодня широко известно: он был не только знаменитым художником-импрессионистом, но и керамистом, театральным дизайнером, мастером плаката, также проиллюстрировал более 150 книг, в том числе книги Ги де Мопассана, Рене Базена и Анатоля Франса, сотрудничал с ведущими газетами и журналами. И хотя его картины и сегодня украшают Национальную художественную галерею в Ереване, в Армении о нем мало знают. Чтобы восполнить этот пробел, сегодня мы рассказываем о Карапете Адамяне, который родился в армянской семье в Османской империи, учился в Италии, но талант его наиболее ярко раскрылся во Франции, где художник известен под именем Шарль Атамян.

Шарль Атамян

Карапет Адамян родился 18 сентября 1872 года в Константинополе. Его отец Мкртич был ювелиром, к тому же и неплохим музыкантом, и с детства прививал сыну художественный вкус – ему хотелось, чтобы сын вступил на путь искусства. В тринадцать лет отец отправляет Карапета учиться в Венецию, в армянскую гимназию Мурад-Рафаэлян, которая расположилась в здании барочного палаццо Ка’Дзенобио. Здесь Адамян берет частные уроки живописи у профессора Антонио Паолетти, затем поступает в венецианскую Академию изящных искусств.

Но окончив обучение в Академии, он возвращается в родной город. В Константинополе молодой художник поступает на работу в мастерскую керамики султанского дворца, параллельно продолжая писать картины. Спустя несколько десятилетий на аукционах созданные Адамяном керамические изделия раскупаются за большие деньги. Ряд его фарфоровых тарелок с подписью «Атам» в настоящее время выставлены и в Дворце Топкапы в Стамбуле. На тарелках нарисованы портреты Махмуда II, Селима и Абдула Меджиды.

Параллельно работе в керамической мастерской он продолжает рисовать, также получает заказы. Свою первую выставку Адамян открыл до начала погромов армян, инициированных султаном Абдулом Гамидом. В результате неблагоприятной политической обстановки его работы – работы армянина – не получают большого внимания. Адамян в 1897 году был вынужден искать убежища во Франции.

Здесь он начинает все заново: ведь в Париж он приехал почти без средств, а также у не нет ни красок, ни каких-либо других материалов. И он начинает работать в качестве иллюстратора, украшая книги как классиков, так и современных писателей. Он работает с ведущими французскими печатными изданиями, такими как L'Illustration и Le Monde illustré. Он также создает и декорации для театральных постановок. Теперь он думает только об одном – заработать побольше денег, чтобы купить краски и открыть собственную мастерскую. Через несколько лет мечта становится реальностью, и мастерская художника Шарля Адамяна распахивает свои двери. Первая его картина была выставлена в Осеннем салоне в Париже в 1903 году. С этого же года он принимает участие в различных выставках – и всегда с огромным успехом. Особым успехом пользуются его пейзажи и портреты, показанные на ежегодных выставках Национального общества художников в Париже.

В 1926 году он принимает участие выставке-продаже полотен современных художников – Salon de France, организованном правительством Раймона Пуанкаре: доход от проданных на аукционе картины пойдет на экономическое восстановление Франции. Через год Адамян становится постоянным членом Национального общества художников Франции и получает французское гражданство.

Девушка вглядывается в море

В 1920-1930-х годах Адамян взял в привычку уезжать на лето в коммуну Сен-Жиль-Круа-де-Ви на побережье Атлантики. Здесь художник пишет идиллические морские пейзажи с фигурами людей на берегу, которые стали его визитной карточкой.

Женщина на берегу моря

Каждое утро он выходит из дома с мольбертом, устраивается с ним на берегу – стараясь быть как можно незаметнее, и рисует. Его интересуют живые и непринужденные движения людей, наслаждающихся отдыхом у моря.

На берегу

Если же кто-либо замечал работающего художника и естественность движений уступала место напряженным, надуманным позам, Адамян немедленно терял интерес и переносил внимание на детей: ведь дети всегда ведут себя более непосредственно, чем взрослые.

Игра на пляже

Художественные критики в один голос отмечают особое сияние полотен Адамяна, внушающих восторг перед жизнью. Адамян наполнял картины светом и прозрачным воздухом, струящимся в вихре мелких, динамичных мазков, зачастую наложенных на холст лопаточкой-мастихином. Силуэты отдыхающих женщин и играющих детей написаны против света, в контражуре, на фоне мерцающей цветовыми отблесками поверхности воды…

Его последнее полотно – автопортрет – датировано 1941 годом.

В том году умирает его жена, после чего и у него обнаруживается тяжелая болезнь, с которой он борется последние шесть лет своей жизни. Его картины продолжают украшать выставки, однако он больше не притрагивается к кистям и краскам. 30 июля 1947 года он умирает в своей мастерской, которую не переставал посещать до конца своих дней.

В 1995 году внучка художника подарила 42 полотна коммуне Сен-Жиль-Круа-де-Ви в Вандее – ведь именно здесь Шарль Адамян на протяжении более чем 30 лет черпал вдохновение…

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть