Онлайн

Как создавался «Танец с саблями» и почему фильм об Араме Хачатуряне – главная армянская картина года в мировом прокате?  

2019-10-07 20:00 , Культура, Шоу бизнес, 819

Как создавался «Танец с саблями» и почему фильм об Араме Хачатуряне – главная армянская картина года в мировом прокате?

Несколько дней назад на YouTube был опубликован первый официальный трейлер биографического фильма о великом армянском композиторе Араме Хачатуряне — «Танец с саблями». Ролик мгновенно разлетелся по социальным сетям, еще больше повысив градус ожидания и накалив обстановку вокруг скорой премьеры – 7 ноября лента появится в кинотеатрах Армении и России. Кроме того, картину ждет большой мировой прокат. Так, например, «Танец с саблями» станет первым фильмом из Армении, который выйдет на больших экранах в Японии.

«Танец с саблями» – одно из наиболее знаковых музыкальных произведений в мире, а также одно из самых часто исполняемых. Это своеобразный рингтон ХХ века, причем не только по популярности, но и по содержанию. «Наш фильм — не попытка прочитать биографию великого композитора, а рассказ о сочинении шедевра», - поделился режиссер и сценарист ленты Юсуп Разыков. «Это реальная история о том, в каких условиях писался танец для балета «Гаянэ». Ну и конечно о войне, где даже в тылу идут нешуточные бои».

Холодная осень 1942 года. В город Молотов – переименованный перед самой войной в Пермь, эвакуирован Ленинградский академический театр оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр). Мир театра в эвакуации – призрачный, голодный, холодный. Жизнь глубокого тыла со всеми приметами военного времени. Спектакли, выступления в госпиталях, оборонных заводах и репетиции, репетиции.

Финальные усилия по созданию спектакля «Гаянэ» совпадают с написанием первых тактов Симфонии №2. Перед последней репетицией Хачатурян неожиданно получает приказ дирекции – создать ещё один танец в финальную часть уже готового балета. За 8 часов композитор напишет своё самоё исполняемое произведение.

«Интерес к творчеству Арама Ильича у меня с детства. В его произведениях всегда чувствовалась огромная мощь, сила, величие. Хачатурян не очень любил «Танец с саблями». Он считал, что оно заслонило все его значительные произведения», - рассказывает Разыков. Широкой публике он известен такими картинами, как «Волкодав», «Керосин» и «Турецкое седло», обладатель призов на Кинотавре и фестивале в Карловых Варах.

Основным лейтмотивом фильма стали такие вопросы, как: «Что должен пережить художник, чтобы за восемь часов написать такую музыку?» и «Какие эмоции должны накопиться в нем?». При написании сценария Разыков немало поработал с архивными документами о жизни Хачатуряна, изучал воспоминания современников о его личности и том периоде времени. Огромную роль сыграло интервью Мстислава Ростроповича, который представил совершенно иного Хачатуряна. По словам режиссера, таким композитора не знала даже его семья, в том числе супруга Нина Макарова. Речь в ленте также о том, как он переживал геноцид армян в Османской империи.

«Хачатурян был гением и в то же время человеком очень закрытым. Он редко давал интервью. Никогда не говорил на философские или идеологические темы. Все его личные высказывания касались творчества и дружбы. Он был человеком широкой души, но подобраться к нему с точки зрения конфликта было очень трудно, а кино без конфликта невозможно», - так описывал личность своего героя Разыков во время премьеры картины на фестивале «Золотой абрикос» в Гюмри в июле этого года. «Мне показалось, что можно построить конфликт на противопоставлении: что он чувствует и что обязан делать. Появилась идея сделать картину про короткий период его жизни, когда он практически под давлением написал «Танец с саблями».

Как отметил автор, факты в фильме взяты из реальности. «Это не легенда, всё было именно так, я лишь внёс несколько изменений. Например, не было уполномоченного отдела культуры, а был директор Кировского театра, который вместе с балетмейстером фактически в приказном порядке заставил Хачатуряна написать этот танец».

Съемки ленты проходили в 2018 году в два блока: первый — в России, в Ярославле и Ярославской области, второй — в Армении, в том числе – в здании Национального Академического театра оперы и балета имени А. Спендиарова и в монастыре Хор Вирап.

Что касается армянской части, то там же в Гюмри Разыков рассказал о том, с чем пришлось столкнуться съемочной группе в последние дни работы. «Съемки проходили очень душевно, курьезов не было. Но интересно то, что мы закончили их в тот день, когда Серж Саргсян подал в отставку. Это произошло именно в последний день нашей работы, и из оперного театра мы вышли в революционный город, была невероятная аура. Народ буйствует, машины сигналят, все друг друга поздравляют. Мы оказались в водовороте исторических событий».

Сьемки российского блока прошли в Ярославской области, а не в Перми, как было на самом деле, по экономическим причинам. «Я рвался в Пермь, но нам говорили, что тут ничего нет. Что всё уже перестроено: в гостинце, где жил Хачатурян, теперь живут индусы-студенты, внутри театра тоже всё переделано. Нам пришлось строить декорации, и это оказалось дешевле, чем везти в Пермь без подготовки всю команду. Потом я смотрел фотографии Хачатуряна, когда он делал в театре «Спартака». Действительно, от 1942-го года ничего не сохранилось. Говорят, что всё это в архивах Мариинского театра. Но пермский театр оперы и балета был для меня какой-то Меккой, куда я должен был обязательно сходить. Походить там, где ходил Хачатурян. Нас, правда, не пустили в общежитие, но то, что я просто увидел гостиницу «Центральная», про которую я так много читал и писал, было почти фантастическим удовольствием и радостью».

Роль Арама Ильича в картине исполнил актер Амбарцум Кабанян. Он служит в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве, и работа в фильме Разыкова стала для него первой по-настоящему крупной ролью в кино. Кабанян отметил, что единственной его целью было передать энергию Хачатуряна. «Было полное доверие со стороны режиссера. Хотелось передать энергию, хотя это было невозможно, ведь Хачатурян – человек такой величины… Словом, сделал все, что мог. Не знаю, насколько у меня это получилось».

Раскрывая личность композитора на фоне написания «Танца с саблями», авторы картины не смогли пройти мимо одной из самых значимых тем в его творчестве и жизни – геноцида 1915 года. По словам Разыкова, обойти ее стороной просто не представлялось возможным: «Хачатурян, рассказывая о Великой Отечественной войне, смотрел и дальше, и глубже. Армянский народ в результате геноцида был истреблен почти на треть, и мир в то время на это почти никак не отреагировал. Не возмутился, не призвал к ответу преступников — а ведь это был едва ли не первый акт геноцида в современной истории. У нас есть фраза в фильме: если бы мир отреагировал на события 1915 года, то, возможно, не было бы ни сталинского террора, ни холокоста… Конечно, я предпочел бы сделать «Танец с саблями» еще более жестким по форме, чем это получилось в итоге, имея в виду более глубокое погружение в историю изгнания армян с их земель».

Материал подготовил Роман Семенов

Лента

Рекомендуем посмотреть