Любая роль – это некий восторг познания, а всякое познание – трудная вещь: Армен Джигарханян - RadioVan.fm

Онлайн

Любая роль – это некий восторг познания, а всякое познание – трудная вещь: Армен Джигарханян

2020-11-14 20:29 , Немного О..., 4033

Любая роль – это некий восторг познания, а всякое познание – трудная вещь: Армен Джигарханян

«Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян», —так в шутку написал Валентин Гафт в одной из своих эпиграмм. И попал в точку.

Армен Джигарханян за всю жизнь накопил более 250 ролей в своей фильмографии, и каждая из них была уникальна по-своему. В октябре этого года мэтру исполнилось 85 лет, а сегодня, 14 ноября его не стало…

С самого детства Армен Джигарханян мечтал стать актером. Такую любовь к этой профессии привила ему мама, Елена Васильевна. Как только он немного подрос, мама начала брать его с собой на все спектакли – оперные и драматические. Так Джигарханян еще ребенком ознакомился со всем репертуаром ереванских театров. Путь к сцене был проложен, оставалось только на него ступить.

По окончанию школы Армен Джигарханян отправился в Москву, чтобы поступить в ГИТИС. Но его… не приняли: даже не допустили к экзаменам из-за акцента. И это странно, ведь Армен говорил по-русски с самого детства: «Семья-то армянская, но русскоговорящая. В Армении очень много было тогда, есть они и сейчас, русскоговорящих людей. С русской культурой, образованием, полученным в Москве или в Питере. Русский язык в Армении не внедрялся каким-то административным способом. Вся армянская интеллигенция, люди моего поколения и даже более раннего, из тех, кого я помню, очень хорошо говорили по-русски, на высоком, я бы сказал, уровне. Не могу судить о других республиках – я их просто не знаю. Но в Армении был высокий уровень русского языка за счет высокого уровня культуры».

Армен Джигарханян в молодости

Деваться было некуда, и Армен вернулся в родной Ереван, где устроился помощником оператора на киностудию «Арменфильм». Проработав там год, он принимает еще одну попытку поступить в театральный вуз. На этот раз ему улыбается удача, правда, не в Москве, а в родном городе — Армен Джигарханян поступил в Ереванский театрально-художественный институт на курс Армена Карапетовича Гулакяна. Этот педагог был одним из немногих в Армении, кто следовал системе Станиславского. Именно он научил будущего актёра относиться к своей работе со всей душой.

Начиная с первого курса, Армен Джигарханян выходит на сцену. Он активно участвует в различных спектаклях Ереванского русского драматического театра. Джигарханян сразу влился в работу и начал играть роли одну за другой: от второстепенных до главных, от комедийных до драматических. Уже позже актёр объяснил, что он получал удовольствие от самого пребывания на сцене.

За 10 лет работы в Ереванском театре Армен Джигарханян сыграл в общей сложности около 30 ролей, среди которых Актер в пьесе Максима Горького «На Дне», Кудрявцев в спектакле «Гроза» Александра Островского, а также Сергей в «Иркутской истории» Алексея Арбузова. Актёр даже воплотил образ Ленина в пьесе Максима Шатрова «Именем революции», поставленной на сцене Ереванского ТЮЗа.

Но, как бы Армен Джигарханян не любил театр, всё же больше он стремился попасть в кино. Актер долго ходил на пробы, и, наконец, ему улыбнулась удача — роль молодого рабочего Акопа в фильме «Обвал» 1960-го года. За этим последовали еще две небольшие роли в картинах «На рассвете» и «Воды поднимаются».

Армен Джигарханян в фильме «Обвал»

Но настоящий спех Армену Джигарханяну принесла вышедшая в 1966 году на экраны драма «Здравствуй это я!» Фрунзе Довлатяна. Роль молодого ученого-физика Артема Манвеляна помогла как нельзя лучше раскрыть многогранность и глубину актерского таланта Джигарханяна. Он создал образ интеллектуального, эмоционально тонкого человека, что придало этой киноповести еще большую поэтичность. После выхода на экраны фильма «Здравствуй это я!» на Армена Джигарханяна обратили внимание не только зрители, но и многие режиссеры. Некоторые из исследователей творчества актёра, даже начинают фильмографию Джигарханяна именно с этого фильма.

Армен Джигарханян в фильме «Здравствуй это я!»

Уже на ранних этапах своей кинокарьеры Армен Джигарханян начал создавать свои неповторимые образы. Каждого героя актер пропускал сквозь себя, отдавая ему частичку своей собственной личности. Именно поэтому невозможно представить героев, сыгранных Джигарханяном, в чьей-то другой интерпретации.

Еще одной примечательной ролью, во время работы в Армении, стал кузнец Уста Мукуч в киноповести «Треугольник». Джигарханян воплотил образ человека доброго, пережившего многое и накопившего за это время немало мудрости. Роль в этом фильме была отмечена Государственной премией Армении. Позже Армен Джигарханян признал эту роль самой любимой в своей фильмографии.

Армен Джигарханян в фильме «Треугольник»

И всё же Армения для таланта Армена Джигарханяна была слишком мала. В 1967 году актёр знакомится с режиссером Анатолием Эфросом, который приглашает его работать в Московский Театр им. Ленинского комсомола. Так Джигарханян попадает в Москву. Сотрудничество с Эфросом длилось недолго, так как режиссера вскоре устранили от руководства театром. Но за это время Армену Джигарханяну удалось сыграть роль Мольера в пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». После ухода Эфроса актёр сыграл еще несколько ролей в этом театре, но эта работа его не вдохновила.

Новое место само находит Джигарханяна. Его приглашает на работу художественный руководитель Театра им. Вл. Маяковского Андрей Гончаров. Первой ролью на новом месте стал Левинский в спектакле «Разгром». Следующей стала пьеса «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса, в котором Джигарханян воплотил образ Стэнли Ковальского. Это была достаточна непривычная роль для актёра, ведь до этого он перевоплощался только в положительных персонажей. Но и роль противоречивого Стэнли удалась Джигарханяну блестяще.

В конце 60-х на Армена Джигарханяна буквально посыпались роли в кино, и не в проходных работах — многие из фильмов с участием актёра, вошли в классику советского кинематографа. Самой яркой работой стала роль капитана Овечкина в фильмах «Новые приключения неуловимых» и «Корона Российской империи, или снова неуловимые». Примечательными в те годы также стали фильм «Чрезвычайный комиссар», в котором Джигарханян сыграл комиссара Петра Кобозева, и «Когда наступает сентябрь», где актер воплотил образ неизлечимо больного пенсионера Левона Погосяна. Армен Джигарханян был великолепен в любой роли, поэтому всё чаще люди стали ходит на фильмы с его участием именно ради игры актёра.

Армен Джигарханян в фильме «Новые приключения неуловимых»

Особенно полюбилась Армену Джигарханяну его роль Кригса в комедии Виктора Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!». Актёр так вспоминает о ней: «Хороший фильм. Там звезды сошлись – не звезды актерские, а звезды благоприятной ситуации. Она часто в искусстве определяет многое. Извините мое наивное воспоминание о «Тете», но люди, занимающиеся актерским делом, поймут меня: мы любили друг друга. Смотрели друг на друга, радовались, нам было смешно. Я, например, до сих пор люблю Калягина. Встречаю где-нибудь его, испытываю родное чувство. И с Гафтом, и с Мишей Козаковым не наступило отчуждение».

Армен Джигарханян в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!»

Несмотря на свой успех в кино, Армен Джигарханян продолжает работать в театре. В 1975 году он играет Сократа в постановке «Беседы с Сократом» по пьесе Эдварда Радзинского. Это роль принесла Джигарханяну звание самого интересного и сильного артиста на современной российской сцене.

Играл актёр в театре не много, так как основное время занимали съемки, но даже эти редкие роли привлекали к себе внимание общественности. Среди этих работ роли Большого Па в «Кошке на раскаленной крыше», лорда Ботвела в спектакле «Да здравствует королева, виват!», Нерона в «Театре времен Нерона и Сенеки» и адмирала Нельсона в постановке «Виктория». В 1976 году Джигарханян даже сыграл Хлудова в пьесе Михаила Булгакова «Бег».

Армен Джигарханян в спектакле «Нерон и Сенека»

Армен Джигарханян в спектакле «Бег»

Тем временем работа на съемках кипела. В ряду зрительских симпатий одно из первых мест занимает роль Карпа — угрюмого «Горбатого» главаря шайки «Черная кошка» — в культовом сериале «Место встречи изменить нельзя». Армен Джигарханян так вспоминает об этом фильме: «Он здорово сделан по жанру, нервный выброс там очень заразителен. Грубо говоря, там нет туфты. …В данном же случае сошлось все: хорошая литература – братья Вайнеры, режиссер Говорухин, компания актеров была убедительная». А вот сама роль актёру пришлась не очень по душе: «Мне было не очень интересно работать над образом Горбатого. Я актер, избалованный великолепной драматургией…»

Армен Джигарханян в фильме «Место встречи изменить нельзя»

Тяжело охватить диапазон ролей Армена Джигарханяна. Актёр сыграл Фарричетти в криминальной политической драме «Рафферти», убийцу Макса Ришара в киноромане «Тегеран-43», Варавка в телевизионном фильме «Жизнь Клима Самгина», Казарина в телеспектакле «Маскарад», графа Гаука в мюзикле «Рецепт её молодости». Однажды он даже сыграл одну и тут же роль практически одновременно в кино и на сцене — Менделя Крика в пьесе Исаака Бабеля «Закат».

Армен Джигарханян в фильме «Жизнь Клима Самгина»

Фильмы с участием Армена Джигарханяна выходили каждый год, более того, их всегда было больше одного. Его фильмография насчитывает более 200 киноролей. С этой цифрой Армен Джигарханян и попал в Книгу рекордов Гиннеса как первый российский актёр с таким количеством ролей. По этому показателю актёр превзошел таких известных актеров, как Ален Делон, Марлон Брандо и Спенсер Трейси. А сам актёр считает, что для его профессии это только на пользу: «Лучше износиться, чем заржаветь», — говорит Джигарханян.

Интересно то, что, несмотря на достаточно своеобразную внешность, актёр играл совершенно разных героев: это были и грузины, и евреи, и русские — он воплощал образы людей совершенно разных национальностей. К тому же, при таком количестве сыгранных ролей, Джигарханян еще и умудрился не повторяться. У актёра нет своего удачного амплуа, роли в котором удаются лучше всего. Напротив, Армен Джигарханян всегда стремился воплотить нечто новое. Он никогда не стоял на месте, всегда старался получить опыт отовсюду. Именно по этому, у Армена Джигарханяна никогда не было периода затишья в творческой жизни, предложений всегда хватало. Каждый режиссер счел бы за честь видеть актёра в своем фильме, к тому же имея уверенность, что лента с участием Джигарханяна никогда не пройдет незаметно.

Армен Джигарханян в фильме «Ширли-мырли»

В театральной деятельности актёр также сделал важный шаг. В конце 90-х он создал собственный театр на основе своих учеников из ВГИКа — Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна. На сцене своего театра он сыграл в пьесах «Театр времени Нерона и Сенеки» Эдварда Радзинского, «Возвращение домой» Гарольда Пинтера и «Последняя лента Крэппа» Сэмюэля Беккета. «Я играю Крэппа – полтора часа на сцене в полном одиночестве, только с магнитофоном. Жалею даже, что нет возможности, чтобы у Крэппа вдруг нос, как у сифилитика, отпал – до такой степени гниет и разлагается этот человек... Я играю его без зубов – свои протезы снимаю…», — рассказал актёр про одну из ролей.

Решение открыть собственный театр далось актёру нелегко: «Для меня самое страшное слово – руководить. Не подумайте, что кокетничаю, но в принципе я – клоун, считаю, что в жизни надо дурачиться, а приходится принимать «судьбоносные» решения. Я собрал вокруг себя молодых режиссёров и актёров, чтобы мы вместе думали, но всё равно часто вспоминаю слова Маркеса, что человек страшно одинок, когда ему надо принимать решение».

Армен Джигарханян в спектакле «Театр времени Нерона и Сенеки»

Армен Джигарханян играл и на сценах других театров. К примеру, на сцене Ленкома он сыграл Генерала в спектакле «Варвар и еретик» по мотивам романа Федора Достоевского «Игрок», а также главную роль в «Городе миллионеров» по пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано».

«Любая роль – это некий восторг познания, а всякое познание – трудная вещь. Ничего легко не бывает, и роль играть нелегко, и петь, и танцевать, и рисовать. Не случайно люди падают в обморок, у них идёт из носа кровь – всё от перенапряжения. Но об этом нельзя рассказывать другому, ведь роженица не может рассказать, как она рожала. Во-первых, ты никогда это не поймёшь, а во-вторых, зачем? Что рассказывать? Мы смотрим на ребёнка, который родился».

По материалам 2queens.

Лента

Рекомендуем посмотреть