Онлайн

Асан-Джалаляны –одна из самых древних аристократических династий на планете. Минутка Истории

2019-10-31 18:52 , Минутка истории, 900

Асан-Джалаляны –одна из самых древних аристократических династий на планете. Минутка Истории

Армянская тиара изображена на государственном гербе Нагорно-Карабахской Республики, что символизирует связь Нагорно-Карабахской Республики с аристократическими династиями Древней и Средневековой Армении.

Главным звеном этой цепи символов является династия Асан-Джалалянов, древний феодальный род которой назван в честь правившего в 1214-1261 гг. Асана Джалала Вахтангяна – владетельного армянского князя и основателя Собора Св. Иоанна Крестителя в Гандзасаре.

На сегодняшний день Асан-Джалаляны являются единственным сохранившимся родом, который имеет прямую связь с армянскими царскими династиями Багратуни и Арцруни.

В свою очередь, через античную армянскую династию Араншахиков и ее родоначальника Арана, корни Асан-Джалалянов уходят вглубь веков, к легендарному прородителю армян Хайку, сыну Торгома (Тогармы) и праправнуку библейского Иафета – одного из трех сыновей Ноя. Таким образом, Асан-Джалалянов можно по праву считають одной из самых древних аристократических династий на планете.

Генеалогическое древо Асан-Джалалянов не является вымышленным. Члены этой династии были живыми свидетелями и активными участниками исторических событий седой старины. В наши дни мы прослеживаем историю Армении, Карабаха и рода Асан-Джалалянов не только по историческим записям их современников, но и по высеченным на стенах храмов и хачкаров старинным надписям и символам.

Царский флаг Княжества Хачен (Арцахского Царства) в период правления Великого Князя Асана Джалала Вахтангяна (13-ый век). В центре флага—«старший» белый (серебряный) крест Св. Иоанна Крестителя и четыре «младших» креста Св. Иоанна; данные символы был также распространены в геральдике Армянского Королевства Киликии, союзного Хачену царства. Традиционные армянские церковные аббревиатуры обозначают слова Иисус, Христос, Господь и Бог. Красно-оранжевый цвет Цирани (по-армянски, буквально означающий «абрикосовый») считался цветом дворянства. Реконструкция ARACS.

Сегодня прямые потомки Асан-Джалалянов живут и творят среди нас, продолжая родовую линию патриархов Ветхого Завета, родоначальников армянского народа и монархов Армянского Царства. Асан-Джалалянов можно найти как в самом Нагорном Карабахе (в поселке Ванк, под Гандзасаром, и в Степанакерте), так и в Армении, России и даже в США.

Надгробие Асана Джалала Вахтангяна, находящееся перед входом в Собор Св. Иоанна Крестителя, содержит следующую литограмму: «ԱՅՍ է ՀԱՆԳԻՍՏ ՄԵԾԻՆ ՋԱԼԱԼԻՆ: ԱՂԱԻԹՍ ՅԻՇԵՑԵՔ։ ԹՎ ՊՁ». В переводе со староармянского она гласит: «Здесь покоится великий Джалал. Вспоминайте о нем в своих молитвах. Год 1431».

Могильная плита Асан Джалала изготовлена из куска белого мрамора. На ней выгравированы три большие мистические фигуры. Первая из них заключает в себе ветхозаветный символ шестиконечной звезды - Звезды Давида.

Внутри звезды, в свою очередь, располагается не что иное как индоарийский знак Колеса Вечности. Символ Колеса Вечности широко использовался армянами в античные времена и средние века. Его можно увидеть на стенах многих армянских церквей и крепостей.

Однако, знак совмещающий эти два символа по всей видимости распространен наиболее широко только на землях, находившихся в свое время под властью династий родственных нахарарам (архикнязьям) Сюни – в провинциях Сюник и Арцах. К примеру, данный символ также можно встретить на стенах монастырей Воротнаванк и Цахац-Кар, расположенных на территории современной Армении (марзы Сюник и Вайоц-Дзор, соответственно).

Звезды Давида также выгравирваны на северном фасаде Собора Св. Иоанна Крестителя. Что же хотели обозначить этими символоми Сюниды и Араншахики – предки Асана Джалала? По всей видимости, они стремились подчеркнуть древность своих династий и указать на свое родство с библейскими патриархами.

Второй знак представляет собой 16-конечную звезду. На первый взгляд, он является комбинацией южно-азиатской разновидности Колеса Вечности (как, например, индийский знак Ашока Чакра) и символа Вергинской Звезды античной Македонии.

Третий символ известен в Армении как Солнце (арм. Արև). Эту орнаментированную и чаще всего рельефную фигуру можно встретить в нижней части хачкаров – армянских каменных крестов. Большой крест на южном фасаде гандзасарского Собора Св. Иоанна Крестителя опирается именно на барельеф с выгравированным символом Солнца. Историки считают что знак Солнца остался в христианском искусстве средневековой Армении в наследство от древного культа солнцепоклонения.

Мистическая символика широко распространена в граничащих друг с другом провинциях Сюник и Арцах. Пожалуй, самым таинственным из них является изображение человекоподобной львицы на надгробной плите князя Эликума III Орбеляна (1300 г.). Надгробие находится в часовне св. Григория монастыря Нораванк в округе Вайоц-Дзор. Эликум приходился сыном князя Тарсаича Орбеляна, который взял в жены принцессу Мину – дочь Асана Джалала Вахтангяна. Львица на надгробии имеет человеческое тело и конечности, и длинный хвост. Над ее головой можно распознать нимб. Пока никто так и не сумел объяснить, что же означает символ львицы на надгробиях князей Орбелянов.

После мученической гибели Великого Князя Асана Джалала Вахтангяна в персидском городе Казвин от рук татаро-монгольских захватчиков в 1261 г., его потомки стали называть себя «Асан-Джалалянами» в память о своем знаменитом предке.

Боевой штандарт Княжества Хачен (Арцахского Царства) в период правления Великого Князя Асана Джалала Вахтангяна (13-ый век), в двух цветовых версиях. В центре флага изображены черные (или золотые) кресты Св. Иоанна Крестителя. Черный цвет на флагах символизирoвал отказ от мирских утех и самопожертвование. Пять крестов вместе указывают на пять ран Христа, полученных во время Распятия, и на связь Князя Хаченского с Иерусалимом. Традиционные армянские церковные аббревиатуры обозначают слова Иисус, Христос, Господь и Бог. Красно-оранжевый колор Цирани (по-армянски — «абрикосовый») на верхней версии флага считался дворянским цветом. Реконструкция ARACS.

Впоследствии, род Асан-Джалалянов разделился на две отдельные, но пересекающиеся, линии. Представители клерикальной ветви Асан-Джалалянов служили патриархами и епископами Агванского Католикосата Армянской Апостольской Церкви, с резиденцией в Гандзасаре—с 13-го века и вплоть до начала 20-го века. Княжеская же ветвь этого рода продолжала управлять провинцией Хачен с титулом владетельных князей – ишханов и меликов, а также беков.

В 21-ом веке, потомки Асан-Джалалянов продолжают жить в историческом поселке Ванк, находящемся у подножия горы Гандзасар, и в Степанакерте – столице Нагорно-Карабахской Республики. Некоторые потомки Асан-Джалалянов, проживающие в Армении, России и Соединенных Штатах достигли больших успехов в науке, искусстве и бизнесе.

Потомком Асан-Джалалянов являлся Левон Г. Айрапетян – один из видных деятелей советский нефтегазовой промышленности и известный армянский меценат.

Левон Айрапетян профинансировал работы по реставрации Гандзасара в 2000-2002 гг., а также основал деревоперерабатывающий комбинат в поселке Ванк, который обеспечил работой сотни жителей Ванка и окрестных сел.

Другим потомком Асан-Джалалянов был Генрих А. Погосян – первый секретарь мятежного обкома компартии Нагорно-Карабахской Автономной Области, стараниями которого, в феврале 1988 г., область направила историческую петицию в Кремль о выходе из состава Азербайджанской ССР.

Погосян известен тем, что стал первым в истории СССР партийным лидером который был избран в на свой пост в результате демократического голосования и всенародной поддержки.

В 2007 г. инициативная группа рода Асан-Джалалянов основала в Ереване Благотворительный Фонд Асан-Джалалянов. Фонд призван способствовать объединению потомков рода, а также вести пропаганду культурного, духовного и политического наследия Гандзасара.

Материал подготовила: Марина Галоян

Использованы материалы с сайта: gandzasar.ru

Лента

Рекомендуем посмотреть