Я чувствую себя на четверть армянином: интересные эпизоды из жизни композитора-бунтаря Кшиштофа Пендерецкого - RadioVan.fm

Онлайн

Я чувствую себя на четверть армянином: интересные эпизоды из жизни композитора-бунтаря Кшиштофа Пендерецкого  

2019-11-16 20:35 , Немного О..., 4789

Я чувствую себя на четверть армянином: интересные эпизоды из жизни композитора-бунтаря Кшиштофа Пендерецкого

Кшиштоф Пендерецкий — один из самых ярких представителей современной музыкальной культуры, который сочетает в себе композитора, дирижера, общественный деятеля, педагога. Музыка польского композитора вдохновляла и продолжает вдохновлять не одно поколение. Он автор опер, ораторий, инструментальных концертов. За годы своей деятельности композитор был трижды награжден «Грэмми», дважды получал премию «Эмми», лауреат многих государственных премий.

В нашей сегодняшней публикации мы расскажем о его многонациональных корнях и том, что общего у него было с Тадеушем Кантором и Сальвадором Дали, для кого он сажает зеленые лабиринты, интересуется ли маэстро Пендерецкий джазом и о многом другом.

Кшиштоф Пендерецкий появился на свет в 1933 году в Дембице. Это был маленький периферийный еврейский городок (на идише — Дембиц), большинство жителей которого были хасидами. Жизнь там шла неспешно, а горожане с умилением вспоминали времена Франца Иосифа и Австро-Венгерской империи. Вот откуда это еврейское эхо, которое периодически звучит в сочинениях Пендерецкого.

«Странно, что через столько лет эта музыка, которая звучала в моих ушах, возвращается вновь. В двух моих произведениях клезмерская музыка использовалась сознательно — это «Секстет» (2000) и даже «Concerto grosso» (2001). Возможно, эти мотивы я слышал в детстве»,рассказывал композитор на Польском Радио.

Корни

У Пендерецкого армянские, немецкие и польские корни. Его дед был немецким протестантом, который ради жены перешел в католичество (и стал, как рассказывает композитор, католиком-неофитом). Бабушка — армянка из Станиславова (сегодня Ивано-Франковск). Из Дембицы она ездила на службы в армянскую церковь в Кракове.

Несколько лет назад, находясь в Армении, в связи с этим маэстро признался: «Я чувствую себя на четверть армянином».

Пендерецкий также состоит в родстве с известным театральным режиссером и живописцем Тадеушем Кантором — тот был младшим кузеном матери Пендерецкого. С создателем одного из первых авангадных театров у них разница в возрасте почти 20 лет.

Учеба

Родители Пендерецкого не имели отношения к музыке, но считали, что образованный человек должен разбираться в искусстве, поэтому отправили детей учиться играть на пианино. Эти занятия были для будущего музыкального бунтаря сущей мукой, и его педагог очень скоро отказалась заниматься со строптивым учеником.

Некоторое время спустя отец Кшиштофа получил в подарок скрипку. Этот инструмент очень заинтересовал мальчика. Еще бы: извлечь чистый звук из пианино может каждый, для этого достаточно нажать клавишу; скрипка гораздо сложнее. И тогда юный Кшиштоф решил стать виртуозом. Он занимался с самого утра, до школы, и потом, вернувшись домой, сразу брался за инструмент. Подруга подарила будущему композитору солидный том с сонатами Баха, которые его очаровали.

В гимназии он создает ансамбль и «становится, как сегодня (…) модно говорить, «аниматором и организатором музыкальной жизни Дембицы», — писал в 1973 году Кшиштоф Лисицкий. Сегодня мы бы сказали, что Пендерецкий был местным активистом.

По окончании школы родители отправили Кшиштофа на год в Краков, чтобы он сам решил, в каком направлении ему хотелось бы развиваться — кроме музыки он увлекался литературой (и собирался изучать классическую филологию), интересовался изобразительным искусством.

Награды

Итак, Пендерецкий выбрал музыку. Успех пришел к нему быстро. Уже в самом начале своей музыкальной карьеры он установил рекорд, завоевав в 1959 году три первых приза (первое и два вторых места) на Конкурсе молодых композиторов, организованном Союзом польских композиторов. Сочинения на конкурс присылались анонимно, поэтому члены жюри сильно растерялись, когда оказалось, что все три первых премии получил один и тот же молодой человек. Дело в том, что победитель предвидел такой результат, и собственноручно переписал для конкурса только одну партитуру, а остальные отнес копиисту, чтобы комиссия ничего не заподозрила. После объявления итогов конкурса в его регламент была внесена поправка: отныне участник может предлагать только одно свое сочинение. Значит, рекорд Пендерецкого уже никто не побьет. В конкурсе победили его произведения «Строфы» для сопрано, чтеца и 10 инструментов, «Псалмы Давида» по мотивам текстов Кохановского и «Эманации» для оркестра.

Написанные на основе греческих, персидских и древнееврейских текстов «Строфы» были включены в программу фестиваля современной музыки «Варшавская осень», особо отмеченные музыкальными критиками: Богдан Почей на страницах журнала «Рух Музычны» подчеркивал, что «прочтение Пендерецким древних материалов имеет абсолютно новаторский, современный характер», а вот Стефану Кесьлевскому, напротив, не понравились пафос и серьезность произведения.

«Неужели в мире музыки уже не осталось ни юмора, ни энергии, ни игры, ни разнообразия, ни сюрпризов, ни приключения?», — писал этот критик, сомневающийся в ценности авангардного творчества.

Творчество

«Часто я провожу за партитурой по десять часов и более, причем независимо от того, где нахожусь в данный момент — дома или за границей», — говорит о себе композитор, который и сегодня обладает способностью сосредоточиться на своей работе в любой обстановке. Его первая жена изучала искусство игры на пианино, и поскольку Пендерецкого отвлекали звуки инструмента, он уходил… в забитое посетителями кафе (оно называлось «Яма Михалика»), где садился всегда за один и тот же столик и, как гласит легенда, писал на салфетках. Сегодня на нотной бумаге дедушки рисуют внуки, но это ему не мешает. Пожалуй, больше всего он любит творить на море. Балтийский пейзаж помогал ему даже сочинять шумную «Полиморфию», он же вдохновлял Пендерецкого при работе над Stabat Mater.

Жертвам Хиросимы — Плач (или 8'37'')

В 1959-1961 гг. Пендерецкий сочиняет произведение, которое стало бунтом против «канонов» авангарда 50-х годов. На партитуре он напишет: «8'37''» — именно столько времени должно занять исполнение этой вещи. Прослушав сочинение, композитор меняет название на «Жертвам Хиросимы — Плач» и отправляет партитуру в Японию, мэру этого пострадавшего от атомной бомбежки города. В сопроводительном письме Пендерецкий пишет:

«Пусть этот плач выразит мою глубокую веру в то, что жертва Хиросимы никогда не будет забыта и напрасна, что Хиросима станет символом братства всех людей доброй воли».

Электронная Студия Польского Радио в Варшаве

Творчество Пендерецкого сегодня ассоциируется, главным образом, с традиционными инструментами. Между тем, в 1958-1962 годах он интересовался также электронной музыкой. Юзеф Патковский предоставил ему доступ к арсеналам Экспериментальной Студии Польского Радио (ЭСПР) в Варшаве, где Пендерецкий организовывал симпозиумы с участием зарубежных композиторов и представлял ранее неизвестные в Польше электронные произведения электронной музыки.

Холокост

Память о евреях довоенной Польши проявляется не только в клезмерских мотивах, но и в постоянном переживании Холокоста. В 1963 году Пендерецкий создал натуралистическую радиопостановку «Бригада смерти» по мотивам текстов Леона Величкера — члена лагерной зондеркоманды, созданной нацистами для маскировки следов своих преступлений. В состав этого подразделения входили узники-евреи, в том числе и Леон Величкер, которому удалось убежать из концлагеря и сохранить свой дневник.

Первое исполнение состоялось год спустя в Варшаве. Текст читал Тадеуш Ломницкий. На сцене стояли два прожектора: мертвенно синий и яркий, кричащий красный (за Мечиславом Томашевским). Текст Величкера, совершенно бесстрастный и убийственно конкретный, является одним из самых потрясающих свидетельств о Холокосте. Пендерецкий воспроизвел его без каких-либо изменений, добавив звуковые эффекты. «Меня удивляет, что композитор такого уровня, как Пендерецкий, решил смешать реалистический, документальный материал с некими акустическим эффектами, что сразу же наводит на мысль о произведении искусства. Искусство заканчивается там, где начинается настоящий реализм», — писал композитор и музыкальный критик Зигмунд Мычельский, а его коллега Ярослав Ивашкевич добавил: «Эта вещь, продемонстрированная концертной публике, сидящей в теплом зале в удобных креслах, как мне кажется, апеллировала к самым худшим человеческим инстинктам».

Другим важным (и не таким спорным) произведением Пендерецкого на тему Холокоста является «Кадиш» с подзаголовком: «Лодзинским абрамам, которые хотели жить. Полякам, которые спасали евреев». Композитор рассказывает об этом так:

«Сочиняя музыку к кадишу, я обращался к молитвам, которые практикуют в Восточной Галиции, на Украине и еще южнее, в Румынии. Я советовался с моим теперь уже покойным другом Борисом Кармели. Перед смертью, еще в середине июля, он сообщал мне свои замечания, поправлял акценты. Он пел мне разные мелодии, которые пел ему его дед, то есть они относились по меньшей мере к середине XIX века».

New Eternal Rhythm Orchestra

В 1971 году на фестивале Donaueschinger Musiktage был образован уникальный оркестр, в состав которого входили величайшие европейские и американские звезды фри-джаза: Петер Броцман, Виллем Брёкер, Поль Рутерфорд, Хан Бенник, Тери Рипдал, Кенни Уиллер, Польшу представлял Томаш Станько. Оркестром дирижировали Дон Черри и маэстро Пендерецкий. Они исполнили три композиции — две первые написал Черри и он же дирижировал во время их исполнения (Humus - The Life Exploring Force и Sita Rama Encores с мотивами индийской музыки), третью Пендерецкий — Actions For Free Jazz Orchestra.

Музыка для кино

Кшиштоф Пендерецкий никогда не занимался специально музыкой для кино, но, несмотря на это, его произведения звучат во многих фильмах: например, в «Сиянии» Кубрика, «Экзорцисте» Фридкина и «Маске» братьев Квей. Восхищенные выразительностью его музыки режиссеры просили композитора дать разрешение на использование его сочинения.

В Экспериментальной Студии Польского Радио Пендерецкий записал музыку к фильму Войцеха Ежи Хаса «Рукопись, найденная в Сарагоссе»: тревожные электроакустические композиции сплетаются здесь с фрагментами, стилизованными под старинную музыку.

Любовь

Человек, который отвечает за нынешний образ жизни маэстро Пендерецкого, — это его жена Эльжбета. Впервые он встретил ее, когда Эльжбете было всего 10 лет. Она — дочь виолончелиста Леона Солецкого, который дружил с молодым Кшиштофом, в ту пору — начинающим композитором. Эльжбета брала уроки игры на фортепьяно у первой жены Пендерецкого; маэстро почти не помнит ее в тот период, а сама Эльжбета вспоминает, что Кшиштоф был тогда с ней не особо любезен. Все изменилось во время каникул в Юрате.

«Когда человек влюбляется безумно, без памяти, он, собственно, ни на что не обращает внимания, не анализирует. С тех пор как я влюбился в Эльжбету, другие женщины перестали для меня существовать. Раньше я, конечно же, был бабником — как всякий молодой человек».

Сегодня трудно себе даже представить, как выглядело бы творчество Пендерецкого без Эльжбеты Пендерецкой. Супруга помогает ему справляться со всеми формальными делами: читает и отвечает на корреспонденцию, планирует его концертный график, в день 80-летия маэстро организовала фестиваль в честь этого события.

«Воскресение»

В 2002 году Пендерецкий вновь удивил публику. Удивил и разделил на сторонников и противников. Его фортепианный концерт «Воскресение», посвященный событиям 11 сентября, на фестивале «Варшавская осень» публика… освистала. Многие встали и покинули зал.

«Действительно ли постмодернизм, в котором мы, как говорят, живем, означает, что достаточно посидеть в библиотеке над партитурами, вырезать скрипки Рахманинова, темы и моторику Прокофьева и Бартока, уже хорошо знакомые шутки Шостаковича, пафос (и название!) Малера и пассажи Шопена, инструментовки Равеля, арфы с колокольчиками из саундтреков и склеить все это вместе? И все? Готово?», — недоумевали критики.

Сам маэстро Пендерецкий объясняет генезис своей композиции так: «Я начал работу в июне 2001 года и за несколько месяцев сделал ее примерно наполовину; получилось что-то вроде каприччо. Но после 11 сентября концепция полностью поменялась. Я решил написать более темное, более серьезное произведение. Часть материала я убрал, вернулся к определенной точке в структуре сочинения и ввел хорал».

Дендрология и лабиринты

В своей деятельности Пендерецкий не ограничивается сочинительством: одно из самых страстных его увлечений — это дендрология, то есть изучение растений. Кроме того, он специализируется на создании лабиринтов из растений: маэстро высадил уже несколько, один из них особенно масштабный: его площадь составляет 4 тысячи квадратных метров. Когда он вырастет, выбраться из него будет непросто.

«Раньше при таких лабиринтах ставили башни, там стоял стражник, который помогал заблудившимся найти выход. Я тоже хочу построить такую башню. Я бы с удовольствием загнал в этот лабиринт критиков, которые плохо обо мне писали, но им бы пришлось искать дорогу без помощи стражника. В наказание. Такое своеобразное чистилище».

Дирижер

Еще одно увлечение Пендерецкого — дирижирование собственными (хотя не только) произведениями. Все началось случайно: он дирижировал своим Actions For Free Jazz Orchestra, который был написан без учета участия дирижера — музыканты должны были играть сами. Но когда Пендерецкий приехал в немецкий Донауэшинген на репетицию, то убедился, что музыканты не справляются с материалом. Сначала он давал советы и рекомендации, а накануне выступления принял решение впервые в жизни встать за дирижерский пульт.

«Дирижируя собственными произведениями, я могу рискнуть и добавить отдельные элементы композиции к сформировавшемуся в моем воображении идеальному образу сочинения… Только я знаю, как должно развиваться во времени мое произведение».

Пендерецкий и Дали

«Мы обсуждали с Дали совместный проект под названием «Сотворение мира». Дали должен был написать текст (он пришел только в виде телеграммы) и подготовить сценографию, а я отвечал за музыку. Меня очень интересовала перспектива такой работы, тем более что я всегда интересовался живописью, Пикассо и Дали были моими любимыми художниками. К сожалению, смерть Дали расстроила наши планы».

Это, конечно, далеко не полная информация о «Величайшем из ныне живущих композиторов» - так именуется признанный мастер музыки наших дней Кшиштоф Пендерецкий, согласно премии, полученной им в Каннах за выдающийся вклад в мировую современную музыку. В наших последующих публикациях мы продолжим знакомство творческим путем композитора.

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть