Онлайн

Мишель Легран: «Мы, армяне, несмотря на внешний прагматизм, все-таки душой остаемся чистыми идеалистами»: мудрые высказывания легенды мировой музыки

2019-11-17 21:42 , Культура, Шоу бизнес, 3701

Мишель Легран: «Мы, армяне, несмотря на внешний прагматизм, все-таки душой остаемся чистыми идеалистами»: мудрые высказывания легенды мировой музыки

26 января 2019 года в возрасте 86 лет ушел из жизни гениальный композитор, автор мелодий, покоривших мир, Мишель Легран. Самый титулованный виртуоз джазовой и классической музыки, аранжировщик и дирижер, Легран сочинил около 800 мелодий к 250 кинокартинам, подарил меломанам сотню авторских альбомов. Он сотрудничал с Эдит Пиаф, Шарлем Азнавуром, Фрэнком Синатрой и Лайзой Минелли. В копилке звездного маэстро три «Оскара» и пять «Грэмми».

В нашей сегодняшний публикации мы решили собрать мудрые высказывания Мишеля Леграна – легенды мировой музыки, которым мы безмерно гордимся и восхищаемся.

◆ Мы, армяне, несмотря на внешний прагматизм, все-таки душой остаемся чистыми идеалистами. И с этим, похоже, ничего не поделаешь. Мой дед, к примеру, был яркой харизматичной личностью, был необычайно щедр, добр и любил говорить метафорами. А еще с детства он мне внушал: «Мишель, помни, в тебе течет кровь древнего армянского народа»…

◆ Знаете, я никогда не был в Турции. Сказать по правде, и не собираюсь вообще туда ездить. Точно так же – и в Германию. Потому что обеим странам не могу простить геноцид.

◆ Мне кажется, в творческой профессии всегда надо ощущать себя новичком. Дебютантом. Новичок всегда нервничает, всегда не уверен в себе, изводит себя вечными вопросами — и у него все получается. А убежденный профи похож на саркофаг, внутрь которого уже не проникают живые звуки.

◆ Нот всего двенадцать. И когда ты соединяешь их в мелодию, надо думать не о том, как бы хорошо покушать на заработанные деньги, а о том, что надо постараться сохранить вертикальное положение, то есть оставаться уважаемым и… голодным. Конечно, можно сочинять и лежа, и кушать лежа приятнее, и денег у тебя будет больше. Но будешь ли ты счастлив… Если вы идете на компромисс, чтобы получить что-то в жизни, вы предаете самого себя. Это определение лучше всего подходит к политическим деятелям.

◆ Политический деятель — заведомый мерзавец. Чем выше он поднимается, тем чаще ему приходится идти на компромиссы и соглашаться с совершенно неприемлемыми для любого порядочного человека вещами. Это приходится делать любому политику в любой стране мира. Когда я спрашиваю: «Чем вы занимаетесь?» — и слышу ответ: «Политикой», я тут же ухожу от этого человека… А в искусстве все наоборот.

◆ Художник, творя, не думает о добыче денег или о том, как заполучить власть. Он думает о человеческой красоте, и мир, таким образом, мог бы быть спасен.

◆ Настоящих композиторов компьютер не убьет. Да, компьютеры дарят иллюзию легкости творческого процесса тем, кто не является настоящим композитором. Мой пес при желании тоже может сочинять музыку — ему надо лишь нажать лапой на несколько клавиш на компьютере. И у него получится мелодия, достаточно ритмичная, гармоничная. На земле теперь живут тысячи, миллиарды таких псов-композиторов, нажимающих кнопки на клавиатуре своей техники. Но настоящие композиторы не сдаются, потому что только живой, талантливый человек может передать через музыку все те чувства, что бушуют в нем. И разбудить ответную бурю в душах слушателей.

◆ Я никогда не сочиняю, сидя за фортепиано, я пишу в тишине за столом. За инструментом у тебя только десять пальцев, а в воображении у тебя – бесконечность. Я слышу музыку в тишине. Есть музыка разума и музыка сердца. Я пишу музыку сердца. И создаю ее для тишины, а зрительный зал служит для того, чтобы сделать эту тишину более глубокой. Я всегда работаю с пристрастием.

◆ Сейчас я могу признать, что, когда был молод, то не ощущал молодости, не знал, как нужно ее проживать. А сейчас я как никогда прежде понимаю, что на самом деле есть молодость. И уж тем более теперь понимаю, как ее прожить и прочувствовать до самого конца, до последнего вздоха.

◆ События моей личной биографии тоже мало влияют на мою музыку. Скорее процесс идет от обратного. Самые смешные и забавные сочинения я писал в самые трагические моменты своей жизни. И наоборот: скажем, «Шербурские зонтики» – это произведение, в котором много плачут. Но я писал его в моменты бесконечного счастья. Так что окружающая обстановка не имеет никакого влияния на мое творчество.

◆ Я подобен колодцу: чем больше из меня черпаешь, тем больше музыки прибывает. Я всегда готов что-то создавать, сочинять. И поэтому мой колодец всегда полон водой. Но если я остановлюсь, если не буду работать все время, то создавать новое станет все сложнее и сложнее. Вода в колодце начнет убывать, будет плескаться где-то на дне, и достать ее будет нелегко. Есть, конечно, еще такое таинственное понятие, как вдохновение. Но, как говорил Пикассо, существует два типа художников: те, кто ищет, и те, кто находит. Я – из тех, кто находит. Я всегда в работе, и потому в любое время готов к приходу вдохновения.

Лента

Рекомендуем посмотреть