Онлайн

История одного шедевра: «Вардананк» Григора Ханджяна – у каждого своя «Аварайрская битва»

2019-11-22 22:19 , История Одного Шедевра, 1097

История одного шедевра: «Вардананк» Григора Ханджяна – у каждого своя «Аварайрская битва»

«Нет пути более трудного, чем путь художника-реалиста, потому что именно реалист призван в первую очередь создать зримый облик своей эпохи». Григор Ханджян

Григор Ханджян рисовал с детства. А главный секрет профессии ему раскрыл сам Фанос Терлемезян. Отец Григора Сепух Ханджян, лично знавший Терлемезяна, привел сына на выставку художника. После того, как будущий и уже признанный художник познакомились, Сепух Ханджян обратился с вопросом: «Фанос, мой сын хочет стать художником, как думаешь, получится?». Терлемезян положил руку на голову Григора и произнес: «Если мальчик будет терпеливым, может, и получится».

Впоследствии академик АХ СССР, Народный художник СССР, блестящий живописец, Григор Ханджян создает самое значимое произведение армянского искусства ХХ века – монументальный триптих «Возрождение». Фреска находится на третьем уровне ереванского Каскада. Наиболее известна центральная его часть – «Вардананк».

История Аварайрской битвы описана в эпическом романе классика армянской литературы Дереника Демирчяна «Вардананк», по мотивам которого Ханджян и создал свое выдающееся произведение.

Немного истории

26-го мая 451-го года произошла Аварайрская битва. По словам летописца, «каждый человек в душе был церковью и сам же священником». Во имя сохранения родины, армянской Церкви и христианской религии смертью героев пали князь Вардан Мамиконян и его 1036 соратников – великие святые Армянской Апостольской Церкви. Своей смертью они доказали волю армянского народа к жизни и его право на существование Аварайрская битва стала свидетельством того, что воистину ничто не отвратит армян от идеи христианской родины. Битва произошла на берегу реки Тхмут, в провинции Васпуракан, в гаваре Артаз (к западу от Нахиджевана), в настоящее время находится на территории Ирана. Еще долго время на берегу стоял «дуб Вардана», огромное дерево, под которым отдыхал владетель Тарона. Армяне, нанеся огромный урон врагу, смогли отстоять право оставаться христианами.

Эдвард Исабекян. Иллюстрация к роману Дереника Демирчяна «Вардананк»

Со дня принятия христианства в Армении церковь была вовлечена в дело защиты отечества и ярким примером тому была Аварайрская битва. Армянская Церковь, во главе с католикосом Иосифом и священником Гевондом, вместе с армянскими воинами участвовала в войне с персами. Перед битвой священнослужители не только воодушевляли воинов, но и крестили их и укрепляли в них веру и дух. «И соорудили алтарь, и совершили святое таинство: приготовили также купель, и если среди воинов были некрещенные, всю ночь крестили их, и наутро приняли святое причащение», - пишет летописец Егише о том, что происходило накануне Аварайрской битвы.

Ованнес Айвазовский. Клятва Вардана Мамиконяна

Армянское войско Мамиконяна насчитывало 100 тыс человек, из которых 66 тыс были воины феодальных дружин, остальное — городское ополчение, свободные крестьяне, крестьяне из церковных владений. Персидское войско под командованием Мушкана Нисалавурта насчитывало 214 тыс солдат регулярной армии, полк «бессмертных», 15 боевых слонов и наемные отряды из варварских племен. Переход на сторону врага части армянской знати во главе с марзпаном Васаком Сюни предопределил победу персов. Несмотря на отчаянное мужество восставших, они были разгромлены превосходящими силами противника и, разбившись на мелкие отряды, отступили в недоступные горные районы. Вардан Мамиконян погиб в бою.

Мартирос Сарьян. Эскиз к портрету Вардана Мамиконяна

Персидские войска постепенно подавили разрозненные очаги сопротивления, некоторые захваченные в плен руководители восстания были казнены. Однако шах Йездигерд II Сасанид, напуганный огромными размерами восстания, счел за благо отказаться от насильственного обращения армян в зороастризм, восстановил в Армении самоуправление, вернул привилегии местной знати и христианскому духовенству.

На Аварайрском поле армия Мамиконяна выполнила свою основную задачу: армяне отстояли право быть христианами. Проигранная битва стала великой духовной победой армянского народа. Именно тогда историк Егише, говоря о Вардане, написал: «Смерть неосознанная есть смерть, смерть осознанная – бессмертие».

***

Летом 1981 года ереванский Дом художника стал местом массового паломничества – в нем были выставлены картоны Григора Ханджяна «Армянский алфавит» и «Вардананк». В течение нескольких недель здесь невозможно было протолкнуться: тысячи людей каждый день приходили, чтобы собственными глазами увидеть монументальные картины, в которых художник обратился к двум самым важным страницам в истории Армении.

Григор Ханджян и Вазген I

Гобелены «Армянский алфавит» и «Вардананк» были созданы по просьбе Католикоса Всех Армян Вазгена I. Сначала изображения были нанесены на два огромных картона, на основе которых во Франции по классической технике были сотканы сами гобелены. Причем из-за нехватки места в мастерской художника картоны пришлось делать из нескольких кусков, которые потом соединялись.

После выставки их повесили в Эчмиадзинском патриархате, куда обычные люди заходить не могли, но желание увидеть их было у всех. По просьбе тогдашнего первого секретаря ЦК партии Карена Демирчяна Ханджян решает сделать новую версию этих работ в виде фресок, доступных для всех желающих.

Армянский алфавит

Первоначально планировалось украсить ими недавно открывшийся Спортивно-концертный комплекс, но удобной стены там художник не нашел. Тогда близкий друг Ханджяна – архитектор Джим Торосян предлагает написать фреску в еще строящемся комплексе Каскад. Для этого был отведен целый отдельный зал. Работал над фреской Ханджян до самой смерти – более 15 лет, не успев дописать третью часть - «Возрождение», в которой изобразил величайших армянских деятелей культуры ХХ века.

«Вардананк», фрагмент

За это время в стране произошли очень серьезные события — движение за независимость и Карабахская война, развал СССР, блокада… Работы над фресками даже пришлось прервать на целых два года — художник активно участвовал в движении за независимость. В 1991-ом в знак протеста против политики властей в Карабахе, он отказывается от мандата депутата Верховного Совета СССР. А в годы блокады ему пришлось работать только в летние месяцы: не было возможности отапливать огромное помещение.

«Вардананк», фрагмент

Несколько раз фреска была под угрозой: как-то ночью в зал пробрались какие-то хулиганы, украли несколько банок краски, а уходя, подожгли целлофан, которым был покрыт пока еще не исписанный грунт. Горелый целлофан прилип к покрытию — пришлось несколько дней счищать его бритвой.

Фрески «Армянский алфавит», «Вардананк» и «Возрождение»

Сегодня выдающееся произведение Григора Ханджяна может увидеть каждый.

В чем же был секрет успеха этих произведений? Ханджян в них хотел показать, что каждый армянин, который внес вклад в развитие родины, будь то военный, политик или деятель культуры, — участник Аварайрской битвы. Так среди воинов Вардана Мамиконяна появились Комитас, генерал Андраник Озанян, Егише Чаренц, Паруйр Севак, Уильям Сароян, сам Ханджян… Люди находили на картине и персонажей, которых автор и не планировал рисовать — Патриарха Айка, Григора Нарекаци.

«Им просто хотелось видеть в одном месте всех своих героев», — считал он.

«Вардананк», фрагмент

В публикации использованы материалы издания imyerevan.

Лента

Рекомендуем посмотреть