Начиная работать над оперой «Мария Стюарт» композитор Гаэтано Доницетти не мог и представить, что и ее постигнет поистине драматичная судьба - RadioVan.fm

Онлайн

Начиная работать над оперой «Мария Стюарт» композитор Гаэтано Доницетти не мог и представить, что и ее постигнет поистине драматичная судьба  

2019-12-08 22:17 , История Одного Шедевра, 579

Начиная работать над оперой «Мария Стюарт» композитор Гаэтано Доницетти не мог и представить, что и ее постигнет поистине драматичная судьба

Трагическая судьба шотландской королевы Марии Стюарт не раз становилась объектом произведений искусства – от живописи до кино. Мария Стюарт стала королевой Шотландии в возрасте 7 дней от роду, но ее правление нельзя назвать долгим или успешным. Ее жизнь была полна трагедий, смертей и неожиданных поворотов, что сделало Марию самой знаменитой правительницей Шотландии. Но еще больше прославилась ее смерть, ведь Марию казнили по приказу ее давней противницы, королевы Елизаветы I.

Франсуа Клуэ. Мария Стюарт в юности, ок. 1555—1559 гг.

Действительно, какой интригующий и благодарный для творца сюжет – противостояние двух монархов, двух религий и мировоззрений, плаха вместо короны… Однако итальянский композитор Гаэтано Доницетти, начиная работать над оперой «Мария Стюарт», не мог и представить, что и ее постигнет поистине драматичная судьба.

Краткая биография Гаэтано Доницетти

В 1797 году на севере Италии в небольшом, но очень красивом городке Бергамо, родился будущий гений оперного искусства Гаэтано Доницетти. Он был самым младшим ребенком в семье. Родители, Андреа и Доменика Доницетти, были бедны и жили со своими детьми за пределами городских стен в очень живописном районе, называемом Борго-Каналом. Дом, где начинал познавать мир маленький Гаэтано, находился вниз по склону. Там, в подвале, расположенном ниже уровня улицы, в двух темных комнатах и началась история становления композитора. Отец зарабатывал деньги в качестве сторожа муниципального ломбарда, а мать и дочери работали швеями.

Гаэтано Доницетти

Биография Доницетти гласит, что в апреле 1806 года девятилетнийГаэтано поступает в Благотворительную хоровую школу для мальчиков, возглавлял которую немецкий музыкант и композитор Симон Майр, занимающий должность капельмейстера в церкви Санта-Мария-Маджоре в Бергамо с 1802 года. Майр всячески помогал юному музыканту, побуждая его посвятить себя профессиональной музыкальной карьере, и обеспечил стипендией. Проучившись 9 лет, Доницетти стал лучшим учеником школы. В 16 лет он в качестве певца выступал в Театре делла Сосьета, а также помогал учителю в церкви, подрабатывая там архивариусом.

В 1815 году Майр отправляет юного музыканта с рекомендательными письмами в Болонью. Здесь, в Болонском музыкальном лицее у падре Станислао Маттеи и продолжает свое обучение будущий композитор. В этот период Доницетти пишет несколько камерных и духовных произведений и 3 одноактные оперы, первой из которых была «Пигмалеон», которая ни разу не исполнялась при жизни композитора. В 1818 году после окончания учебы в возрасте двадцати лет Доницетти вернулся в Бергамо, так как в Болонье перспектив для карьеры не появилось.

Город Бергамо

Хотя его отец надеялся, что сын станет церковным композитором, и Гаэтано сочинял огромное количество духовной музыки, его призванием был театр. В 1818 году впервые была поставлена опера «Энрико ди Боргонья» в Театре Сан-Лука в Венеции. Театр был настолько впечатлен этой работой, что сразу запросил еще несколько произведений. С этого момента началось восхождение юного композитора к вершинам славы и успеха. В 1821 году Доницетти пишет оперу «Зораида Гранадская» для нового театра Арджентина в Риме, ставшую еще более успешной, чем его предыдущие работы. Ведущий итальянский импресарио Доменико Барбая был очарован «Зораидой …» и знал, что Гаэтано сможет творить чудеса, если ему предоставить шанс, поэтому предложил молодому композитору сотрудничество.

В следующем году Доницетти переезжает в Неаполь, где проживет 16 лет. Его первой оперой, написанной на новом месте, была «Цыганка», вызвавшая восторженные отклики у публики. Ходили даже слухи, эта опера так понравилась Винченсо Беллини, что он каждый день наигрывал понравившиеся мелодии на своем клавесине.

В 1827 году Доницетти заключает новый контракт с Барбаем, по условию которого он должен написать четыре оперы в течение трех лет. Вдохновение композитора достигает своего апогея. Он пишет одновременно для Рима, Милана и Неаполя. В 1828 году появляется на свет «Алина, королева Голкондская», написанная для Театра Карло Феличе в Генуе. С 1828 по 1838 год Доницетти занимает должность директора королевских театров Неаполя. В этот период были написаны «Всемирный потоп» и «Римский изгнанник», имевший ошеломительный успех, и вскоре поставленный в «Ла Скала».

Самой успешной оперой стала «Анна Болейн», написанная в 1830 году, благодаря которой утвердилась репутация Доницетти, как одного из лучших оперных композиторов. Этот спектакль был также исполнен в Париже и Лондоне. В это время написано много драматических произведений, на которые оказала сильное влияний цензура. Убийство пяти персонажей в «Лукреция Борджиа» привело к ее запрету в Неаполе, и только в Милане спектакль был поставлен именно так, как задумал автор. В 1838 году, разочарованный цензорами Неаполя, Доницетти уезжает в Париж.

Композитор достигает мировой известности, его спектакли ставятся по всей Европе. Доницетти становится очень востребованным, получая множество различных предложений. В итоге он соглашается стать Хофкапеллмейстером и придворным композитором австрийского императора в Вене. В разгар своей карьеры Доницетти продолжает писать с невероятной скоростью, в отличии от Верди и Беллини, которые сочиняли меньше произведений после того, как достигли финансового благополучия.

В отличии от блистательной карьеры, личная жизнь композитора сложилась неудачно. 1 июня 1828 года Гаэтано женился на Вирджинии Васселли, сестре своего друга Антонио, с которой они познакомились еще в Риме, когда девушке было всего 13 лет. Спустя год совместной жизни, после тяжелой беременности, их первый ребенок Филиппо Франческо умер через двенадцать дней, еще двое детей тоже не выжили.

Следующим ударом стала смерть его родителей в 1830-х годах, но трагедии на этом не закончились. Через год после смерти его родителей ушла из жизни и Вирджиния. Доницетти, который уже страдал от сифилиса, передал болезнь своей жене. Сам Гаэтано десятилетиями страдал от недомоганий, головных болей и тошноты, но никогда не лечился, пока ему не был поставлен диагноз. Болезнь прогрессировала, что заставило музыканта прекратить работу. Последней оперой композитора, написанной в 1843 году, стал «Дон Себастьян».

В 1845 году Доницетти поражает паралич, за которым последовало быстрое слабоумие. Его племянник Андреа приехал в Париж в январе 1846 года и обнаружил, что его дядя иррационально и непредсказуемо ведет себя. Врачи советовали определить Доницетти в лечебницу, на что Андреа дал согласие. Через некоторое время друзья добились разрешения перевезти композитора на родину в Италию. В следующем году Доницетти был доставлен обратно в Бергамо, где в апреле 1848 года мир простился с великим музыкантом, написавшим свыше 65 опер всего за 32 года.

В память о композиторе одно из судов итальянского флота было названо «Гаэтано Доницетти». 23 сентября 1943 года, в ходе Второй мировой войны, корабль был потоплен британским эсминцем «Затмение». Трагизм ситуации заключался в том, что судно находилось под немецким контролем и, помимо 220 солдат вермахта и членов экипажа, транспортировало более полутора тысяч итальянских военнопленных, захваченных нацистами на острове Родос. В результате число погибших в кораблекрушении, большинство из которых были врагами Третьего Рейха, превысило число жертв на лайнере «Титаник» и составило более 1800 человек. Погибли все, кто находился на борту.

История создания и постановок «Марии Стюарт»

Увидев в Милане пьесу Шиллера, Доницетти немедленно написал Феличе Романи – либреттисту его «Анны Болейн» и «Любовного напитка». Композитор понимал, что еще один мощный английский сюжет может превзойти его прежний успех. Но Романи славы не жаждал или просто не увлекся темой – на предложение он не откликнулся. Соавтором Доницетти выбрал Джузеппе Бардари. Он был противоположностью Романи – знаменитого драматурга, написавшего уже более 60 опер для великих композиторов своего времени и считавшегося лучшим в своем цехе. Бардари было 17 лет, в университете Неаполя он изучал юриспруденцию, писал стихи и часто посещал светские салоны. Сложно сказать, чем был обусловлен выбор композитора, однако он мог управлять ходом написания либретто, внося корректировки и даже создавая целые сцены. Бардари опирался на перевод пьесы Шиллера, который сделал Андреа Маффеи. Ему пришлось убрать все политико-религиозные контексты, сократить количество персонажей и для усиления интриги добавить вымышленный роман между Марией и Лестером – по Шиллеру, Мария предлагает графу сделку, основанную далеко не на романтических порывах.

А вот центральный конфликт пьесы – встреча двух королев – занимает такое же место и в либретто. В реальности, правда, этой захватывающей сцены не было – только переписка, которая легла в ее основу. Эта сцена получилась в опере настолько сильной, что привела к реальному конфликту двух певиц. На репетиции в неаполитанском театре Сан-Карло Анна дель Серре выдала настолько подлинные чувства, обращаясь к Джузеппине Ронци со словами «нечистая дочь Болейн, непристойная блудница, порочащая трон», что последняя не стерпела и обрушилась с кулаками на партнершу. После женского поединка Анну вынесли без чувств, а репетиция закончилась досрочно.

Но и без этого происшествия еще до премьеры сценическая судьба оперы складывалась несчастливо. После успешной генеральной репетиции король Неаполя Фердинанд II внезапно запретил спектакль. Доницетти попытался переписать оперу с либреттистом Пьетро Салатино, она стала называться «Буондельмонте» и даже была шесть раз показана в Неаполе. Но сам композитор посчитал, что эти переделки только лишь изуродовали его оперу.

Миланский Ла Скала проявил интерес к оригинальной «Марии Стюарт», но попытка ее поставить увенчалась успехом только со второго раза – в 1835 году. Премьеру запланировали на 28 декабря, в заглавной партии должна была выступать знаменитая певица Мария Малибран. Доницетти подправил партитуру специально под нее, написал новую увертюру. Цензура оперу также пропустила. Но из-за болезни Малибран спектакль перенесли на 30 декабря. Доницетти назвал тот вечер своей болью – от начала и до конца. Обе солистки были в расстроенных голосах. Мария не вняла к правкам цензуры, требовавшей смягчить некоторые острые выражения, и спела текст в его первоначальном значении. Публика была недовольна, как и цензоры, закрывшие спектакль после следующих пяти более удачных, чем первый, показов. Мария Малибран должна была везти оперу в Лондон, но скоропостижно умерла от травм, полученных в результате падения с лошади. В течение последующих 30 лет были непродолжительные постановки оперы в театрах Италии, Испании и Португалии, все – в произвольно урезанных версиях.

Интерес к опере угас до середины 20 века, когда «Мария Стюарт» снова стала появляться на афишах. Вначале на родине, а затем и по всему миру. В 1958 году «Мария Стюарт» была поставлена в Бергамо в первозданном виде, после чего стала одним из самых популярных произведений Доницетти. Американская премьера состоялась в 1971 году в Опере Сан-Франциско с Джоан Сазерленд в титульной партии. На следующий год в Городской опере Нью-Йорка прозвучали все «Три королевы» Доницетти: «Анна Болейн», «Мария Стюарт» и «Роберто Деверё». Все три главные партии в операх триумфально исполнила Беверли Силлс.

Гаэтано Доницетти изобразил королеву Шотландскую очаровательной женщиной, подарив своей героине богатую палитру эмоций, выраженных в ариях, дуэтах и ансамблях. Яркие образы героев, красота музыкальной партитуры, необыкновенный драматизм сюжета – все это превратило оперу в самостоятельное и неповторимое произведение.

Краткое содержание оперы «Мария Стюарт»

Вестминстерский дворец в Лондоне и Замок Фотерингей, Нортгемптоншир, 1587 год.

Королеве Елизавете французский дофин через своего посла прислал предложение руки и сердца. Одним из условий брака является освобождение шотландской королевы Марии Стюарт, кузины Елизаветы, которая уже много лет содержится под стражей по обвинению в политических заговорах. Свободы Марии желают многие придворные, в числе которых Тальбот.

Елизавета поручает графу Лестеру передать ее положительное решение о браке с французским наследником. Королева разочарована отсутствием реакции Роберто на эту новость – неужели у него есть другая?

Тальбот, вернувшийся из Фотерингея, где заточена Мария, привозит Лестеру ее портрет. Этот подарок всколыхнул старые чувства, и Лестер и намерен добиваться освобождения узницы. Вошедшая Елизавета понимает, что ее подозрения небеспочвенны. Она просит показать письмо Марии. Лестер уговаривает ее поехать на охоту близ Фотерингея.

Мария вспоминает свою молодость, когда слышит звуки королевской охоты. К ней приходит Лестер и просит быть смиренной и покорной во время их будущей встречи с Елизаветой. Мария, действительно, преклоняет перед ней колени. Но Елизавета видит перед собой соперницу не только в борьбе за трон, но и за любовь. Она обвиняет Марию в распутстве и смерти мужа. Напрасны попытки Лестера успокоить королев – Мария взрывается и называет Елизавету «нечистой дочерью Болейн». Елизавета обещает ей только одно – топор.

Сесил настаивает на смертной казни для Марии, Елизавета колеблется, но с приходом Лестера подписывает приговор и велит ему присутствовать при казни. Лестер понимает, что принес несчастье обеим женщинам. Сесил объявляет Марии ее участь. Тальбот, оставшись с королевой один на один, признается, что имеет сан католического священника. Мария исповедуется.

Люди собираются на место казни, говоря, что это навлечет на Англию беду. Мария входит и молится вместе со всеми. Сесил объявляет, что час настал. Королева просит Лестера сопровождать ее, заявляет, что невиновна и поднимается на эшафот…

В публикации использованы материалы издания soundtimes.

Лента

Рекомендуем посмотреть