История одного шедевра: кем на самом деле была «Всадница» Карла Брюллова? - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: кем на самом деле была «Всадница» Карла Брюллова?

2019-12-23 19:18 , История Одного Шедевра, 6633

История одного шедевра: кем на самом деле была «Всадница» Карла Брюллова?

Карл Павлович Брюллов — известный русский живописец, монументалист, акварелист, мастер портрета. Обладатель нескольких наград от Академии художеств, присужденных его полотнам. На творчестве Брюллова выросла целая плеяда русских художников и иностранных живописцев.

Карл Брюллов. Автопортрет, 1849г

Карл Брюллов родился в Санкт-Петербурге 23 декабря 1799 года. Мать Карла – Мария Шрёдер – немка, отец – Павел Брюллов – обрусевший француз, художник и преподаватель орнаментальной скульптуры петербургской Академии художеств. Карл и его пять братьев и сестёр росли в атмосфере любви и понимания искусства. Один из братьев Карла, Александр, впоследствии тоже стал художником.

С детства, несмотря на слабое здоровье, Карл по настоянию отца осваивал азы живописи. В 10 лет его зачислили в Императорскую Академию художеств, где он учился на протяжении 12-ти лет. Обучение давалось молодому человеку легко, и он даже помогал делать задания старшеклассникам за небольшую плату.

Как раз в то время в России на молодого художника обратило внимание только что созданное меценатами Общество поощрения художников (ОПХ). По их заказу Карл выполнил несколько работ, за это получил финансирование поездки в Европу для совершенствования своего мастерства, во время которого он вместе с братом Александром посетил Ригу, Кенигсберг, Берлин, Дрезден, Мюнхен, Венецию, Падую, Верону, Мантую и Болонью.

В свой итальянский период Карл Брюллов отошёл от мифологической тематики, более вдохновляясь колоритной современностью Италии, которая отражалась в его новой жанровой живописи. Изменяется и техника художника – он всё чаще работает акварелью, с помощью ярких, контрастных пятен изображая бьющую ключом южную жизнь.

Карл Брюллов. Итальянка, ожидающая ребёнка, 1831г

Новым этапом в творчестве Карла Брюллова становится создание портретов итальянской и русской знати, что принесло Брюллову не только международную славу, но и финансовую независимость.

Творчество Карла Брюллова, подпитанное соками яркой итальянской культуры и согретое тёплым южным климатом, стало вершиной позднего русского романтизма. А монументальное полотно «Последний день Помпеи», где вместо знатных особ изображён целый народ во время стихийного бедствия, произвело фурор в России и породило множество подражаний.

«Всадница»

Во время своего пребывания в Италии Карл Брюллов написал один из самых загадочных портретов. «Всадница» вызвала множество споров о том, кого же на самом деле изобразил художник – свою возлюбленную графиню Юлию Самойлову или же ее воспитанниц Джованину и Амацилию?

Карл Брюллов. Всадница, 1832г

Картину Брюллову заказала его возлюбленная, графиня Юлия Павловна Самойлова – одна из самых красивых и богатых женщин начала XIX в. Граф Ю. Литта – второй муж ее бабушки, графини Е. Скавронской, – оставил ей огромное состояние. Из-за развода, скандальной репутации и дерзкого поведения в беседе с императором Самойловой пришлось покинуть Россию и переехать в Италию. Там она жила на широкую ногу, покупала виллы и дворцы, устраивала приемы. У нее собирался весь цвет итальянского общества: композиторы, художники, артисты, дипломаты. Частыми гостями графини были Верди, Россини, Беллини, Пачини.

Для своих вилл Самойлова часто заказывала скульптуры и картины. Одной из них стал парадный портрет, выполненный Брюлловым. Коллекция графини пользовалась в Италии большой популярностью: нередко ценители искусства специально приезжали в Милан ради того, чтоб увидеть ее собрание картин и скульптур.

Карл Брюллов. Всадница, фрагмент

Карл Брюллов написал «Всадницу» в 1832 г., тогда же картина экспонировалась на выставке в Милане. «Всадница» имела большой успех в Италии. В газетах писали: «Отличный живописец в этом году появился с большой картиной, написанной масляными красками, и превзошел все ожидания. Манера, которою исполнен этот портрет, заставляет припомнить прекрасные произведения Ван Дейка и Рубенса».

Разногласия по поводу того, кто же был изображен на портрете, породил сам художник. Самойловой в 1832 г. было около 30 лет, а изображенная на портрете девушка выглядит значительно моложе. Но она не похожа и на юных воспитанниц графини, изображенных на других портретах того времени, в частности, на портрете Ю. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком, созданном в 1834 г.

Карл Брюллов. Портрет Ю. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком, 1834г

40 лет картина находилась в собрании Самойловой. Незадолго до смерти, полностью разорившись, графиня была вынуждена ее продать. В 1893 г. «Всадница» была приобретена для Третьяковской галереи как портрет графини Ю. Самойловой. Долгое время считалось, что именно она изображена в образе всадницы. Однако позже искусствоведам все же удалось доказать, что на картине – не сама графиня, а ее воспитанницы Джованина и Амацилия, и что именно эта работа упоминается в личных записях художника под названием «Жованин на лошади». В пользу этой версии служит и портретное сходство изображенной на других картинах Юлии Самойловой и ее воспитанниц.

Карл Брюллов. Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини, 1839-1840гг

Брюллов писал портреты графини Самойловой неоднократно, и на всех картинах чувствуется его теплое отношение к позирующей. А. Бенуа писал: «Вероятно, благодаря особенному его отношению к изображаемому лицу, ему удалось выразить столько огня и страсти, что при взгляде на них сразу становится ясной вся сатанинская прелесть его модели...».

Карл Брюллов. Портрет графини Ю. П. Самойловой. Фрагмент

Джованина и Амацилия были приемными дочерьми Самойловой, хотя официально они удочерены не были. Есть версия, что Джованина – это племянница второго мужа Самойловой, оперного певца Перри, рожденная вне брака. По другой версии, обе девочки были дочерьми композитора Пачини. Своих детей у графини не было, и она взяла на воспитание Джованину и Амацилию.

К. Брюллов. Портрет Джованины Пачини, ок. 1831г

Когда Джованина вышла замуж за австрийского офицера, Самойлова обязалась выделить ей приданое в сумме 250 тысяч лир и оставить в наследство миланский дом. Однако на склоне лет графиня разорилась и последние дни провела в нищете. А Джованина пыталась взыскать обещанную сумму через адвоката.

В публикации использованы материалы издания kulturologia.

Лента

Рекомендуем посмотреть