Все скульптуры – и мои тоже – со временем превратятся в прах, но даже зная это, нужно создавать их, наполняя жизнью: феномен Альберто Джакометти - RadioVan.fm

Онлайн

Все скульптуры – и мои тоже – со временем превратятся в прах, но даже зная это, нужно создавать их, наполняя жизнью: феномен Альберто Джакометти

2020-01-11 19:50 , Немного О..., 3796

Все скульптуры – и мои тоже – со временем превратятся в прах, но даже зная это, нужно создавать их, наполняя жизнью: феномен Альберто Джакометти

«Для меня скульптура, живопись и рисунок всегда были средством понимания моего собственного видения внешнего мира». Альберто Джакометти

Даже далекому от искусства человеку, даже скептику, случайно увидевшему удлиненные, почти одномерные скульптуры Джакометти, сложно удержаться от их разглядывания, разгадывания, попыток понять смысл того, что хотел выразить художник. Именно в эти фигуры-палочки, фигуры-каркасы, он вкладывал свою философию, которую не до конца удавалось воплотить в сюрреалистических работах раннего Джакометти.

От реализма к авангарду

Альберто Джакометти родился в 1901 году в Швейцарии, в семье художника Джованни Джакометти. С самого детства Альберто увлекался рисованием и лепкой, заставляя близких часами позировать юному художнику, да и братья его – Диего и Бруно – переняли от отца любовь к искусству: один впоследствии стал скульптором, второй – архитектором. Художественное образование Альберто Джакометти получил в Женевской школе изящных искусств.

По классической и, пожалуй, устаревшей к тому времени традиции, он отправился в путешествие по Италии – знакомиться с шедеврами античного искусства и классиков Возрождения. Кстати, на уникальный стиль Джакометти, который впоследствии прославит его, оказала непосредственное влияние этрусская статуэтка «Вечерняя тень», хранящаяся в музее Вольтерры.

«Вечерняя тень». Ок. III в. до н.э.

В 1922 году молодой швейцарец уже был в Париже, там он продолжал обучение в мастерской Эмиля Антуана Бурделя, ученика Родена, и получил доступ к ведущим мастерам авангарда – Бретону, Арагону, Бэккету, Миро, Пикассо, Эрнсту. Несмотря на приверженность учителя античным идеалам и вопреки собственной любви к реализму в искусстве, Джакометти начинает интересоваться новыми направлениями, которые диктует модерн. Это было модно, ново и демонстрировало возможность отказа от традиционных форм в пользу упрощения и абстракции. Помимо прочего, молодой художник видел в новых подходах возможность выразить подлинный облик окружающего мира, скрытого за привычной реальностью.

«Человек»

Этот же период был связан с погружением в «примитивное искусство» - Джакометти изучал произведения народов Африки и Океании, американских индейцев, общался в том числе и с учеными-этнографами. Простота и радость творчества – та основа, которую Джакометти видел в архаическом искусстве, вдохновляла и его самого – и откликом стали скульптуры «Пара», «Женщина-ложка», «Голова». Упрощение и выраженная геометричность не мешают увидеть в произведениях замысел художника – так, «Женщина-ложка», продолжая древнюю философию, несет в себе помимо эротической составляющей символ продолжения жизни – подтекст, весьма популярный в среде авангардистов, и в первую очередь – у приверженцев сюрреализма.

«Женщина-ложка»

Сюрреализм

Идеи сюрреализма захватили Джакометти с начала тридцатых годов. Собратья по цеху, и прежде всего основоположник сюрреализма Андре Бретон, пришли в восторг от его «Подвешенного шара», подвижной скульптуры, одновременно чувственной и агрессивной.

«Подвешенный шар»

«Шар» стал первым произведением из череды прославивших Джакометти: в течение «сюрреалистического» периода творчества швейцарец создал и другие культовые для того времени скульптуры – «Женщина с перерезанным горлом», «Сюрреалистический стол», «Дворец в четыре часа утра».

Один из циклов его работ в этот период составили «Скульптуры в клетке», где клетка не столько становится символом несвободы и пленения, сколько очерчивает собственное пространство, где человек может чувствовать себя защищенным.

«Женщина с перерезанным горлом»

Но уже в 1935 году произошел разрыв Джакометти с Бретоном и сюрреалистами – в том, что было им сделано в последние пять лет, художник видел «полный тупик». Одной из главных потребностей Джакометти всегда было стремление творить с натуры, что противоречило самой философии сюрреализма, отвергавшего ценность реальных моделей и предметов. С этого времени мастер обращает свои взгляды к гуманизму в искусстве, особо пристальное внимание уделяет изображению человеческой головы, наполняет свои произведения вопросами экзистенциального характера.

Безусловно, на философию и на творчество Джакометти огромное влияние оказала Вторая мировая война. Несмотря на то, что эти годы художник провел на территории нейтральной Швейцарии, ни о какой изоляции от внешнего мира речи не шло, он видел смерть и боялся ее.

«Рука»

В работах, которые создает во время войны скульптор, начинает воплощаться самая сущность бытия. Он отказывается от намеков эротического плана в своих произведениях и вообще исключает все плотское, оставляя только вытянутые, хрупкие фигуры, как будто изъеденные окружающей средой, полностью изолированные друг от друга. Чрезмерная удлиненность вертикалей скульптур подчеркивает и автономность разных частей человеческого тела.

«Колесница»

Впрочем, не только человеческого – среди бронзовых скульптур Джакометти встречаются и фигуры животных. Знаменитая «Кошка» появилась благодаря домашней любимице его брата Диего, которая – «как солнечный луч» - умела проходить между двумя предметами, не касаясь их, идеально владея своим гибким телом.

«Кошка»

Феномен Джакометти

Одиночество, уязвимость, деформированность – главные черты творений Джакометти, как результат его попыток увидеть что-то за гранью привычного понимания вещей, разглядеть и показать отражение истинной сущности человека в мире. И сам художник признавался, что лепит не человеческую фигуру, а отбрасываемую ею тень. И тут снова вспоминается та встреченная Джакометти в итальянском музее скульптура, именно тень и изображающую.

Джакометти любил работать с гипсом, когда почти из ничего, из пыли и воды, в мастерской появлялись воплощения его страхов, фантазий и снов. Потом на основе гипсовых заготовок он отливал уже окончательные варианты работ.

Джакометти за работой

Большую часть жизни художник проводил в своей мастерской. «В основном я работаю ради эмоций, которые испытываю, только когда нахожусь в процессе созидания». Его натурщиками были брат Диего, которому Джакометти посвятил некоторые произведения, знаменитая в среде художников Изабель Росторн (Ламберт), а потом Аннет Арм, которую он встретил в 1946 году и на которой спустя несколько лет женился.

«Бюст Диего»

«Изабель в студии»

Первые бронзовые скульптуры, которые создавал Джакометти в сороковые годы, были невысокими, меньше семи сантиметров, и толщиной не превышающие гвоздя. А вот знаменитый «Шагающий человек», который в 2010 году был продан на аукционе «Сотбис» за рекордную к тому времени цену, в высоту составлял уже 183 сантиметра.

«Шагающий человек»

В 1962 году «Шагающий человек» был представлен на Венецианском биеннале, и там же Джакометти был признан лучшим скульптором XX века. Скульптура изображает человеческую фигуру, с усилием совершающую шаги – обреченно, устало, из ниоткуда в никуда. Это произведение считается одним из наиболее ярких воплощений метафоры жизни. «Шагающий человек» - произведение, изображение которого размещена на купюре в сто швейцарских франков.

Другим рекордным «человеком» Джакометти стал «Указующий» - в 2015 году на аукционе «Кристис» эта скульптура стала самой дорогой за всю историю, окончательная стоимость составила более 141 миллиона долларов.

Да и при жизни художник был довольно востребован – среди его заказов, правда, невыполненных, была скульптура для нью-йоркской площади, состоящая из трех объектов. Его творчество пытались осмыслить в своих сочинениях современники и друзья, в том числе и литераторы. Скандальный писатель Жан Жене, которого с Джакометти связывали довольно близкие приятельские отношения, формулировал суть манеры скульптора как стремление «показать то, что останется от человека, когда исчезнет видимость». Писатель Франсис Понж видел в вытянутых скульптурах Джакометти «пафос предельного изнеможения», а Жан-Поль Сартр считал их воплощением экзистенциализма, образами, находящимися «между бытием и ничто».

«Портрет матери»

Наследие Джакометти составляли не только скульптуры – на протяжении всей своей жизни он оставался верен живописи и рисунку, и создавал сотни таких произведений, в том числе выполняя заказы на портреты. По сути, его скульптуры и сами были чем-то вроде трехмерного рисунка. Творчество Джакометти после отказа от идей сюрреализма нельзя отнести к какому-либо стилю, да и нет в этом, наверное, необходимости.

Альберто Джакометти умер в январе 1966 года в Швейцарии, причиной смерти стала болезнь сердца. Вдова – Аннет Джакометти – посвятила свою жизнь каталогизации, описанию и сохранению наследия мужа, в которое вошло около пяти тысяч его произведений.

Со временем, считал художник, все скульптуры – и его тоже – превратятся в прах. И, даже зная это, нужно создавать их, наполняя жизнью.

В публикации использованы материалы издания kulturologia.

Лента

Рекомендуем посмотреть