У него учился внук Айвазовского: интересный живописец и выдающийся педагог Шимон Холлоши, в чьих жилах текла армянская кровь - RadioVan.fm

Онлайн

У него учился внук Айвазовского: интересный живописец и выдающийся педагог Шимон Холлоши, в чьих жилах текла армянская кровь

2020-02-10 22:04 , Немного О..., 3900

У него учился внук Айвазовского: интересный живописец и выдающийся педагог Шимон Холлоши, в чьих жилах текла армянская кровь

Михаил Латри, внук Ивана Айвазовского, по настоянию деда поступил в Академию художеств, в пейзажный класс к Архипу Куинджи. Проучившись два года, Михаил прервал свои занятия, вернее, разнообразил их поездкой в Западную Европу. В Мюнхене он встретил венгерского художника Шимона Холлоши, в чьих жилах также текла армянская кровь. С 1886 года Холлоши руководил собственной художественной школой-студией, привлекавшей многих художников из разных стран, ищущих новые пути в искусстве. Михаил Латри стал учеником венгерского мастера, проучившись у него два года.

Шимон Холлоши родился городе Сигете (Румыния) в 1857 году в армянской семье. Окончив местную гимназию, он, не раздумывая, поступил в Училище натурного рисунка в Будапеште, где его учителем стал Берталан Секей, венгерский художник-романтик, известный как создатель полотен на историческую тематику, а также превосходный портретист. Затем Холлоши продолжил обучение в Мюнхенской академии художеств.

Шимон Холлоши. Автопортрет, 1916г

Ему хотелось найти свой собственный путь в искусстве. Он стремится к непосредственности и искренности в передаче событий народной жизни, ищет общественно значимые сюжеты. И, самое главное, считает, что венгерское искусство может стать истинно национальным только на родной почве, «под венгерским небом, в общении с возрождающимся народом».

Шимон Холлоши. Лущение кукурузы, 1885г

Творчество Холлоши развивалось поначалу в русле традиционной жанровой живописи. Для его картин 1880-х характерна занимательность сюжета, сдобренного ноткой юмора. Обычно это сценки из крестьянской жизни. Однако стремление к чистоте и светоносности колорита, отказ от темных «музейных» тонов отличали уже и здесь живопись мастера от обычной продукции мюнхенских жанристов того времени.

Шимон Холлоши. Хорошее вино, 1884г

Неудовлетворенность системой обучения в мюнхенской Академии художеств вынудили Холлоши заняться педагогической деятельностью. В 1886 году он открывает в Мюнхене художественную школу-студию, которая приобретает вскоре большую известность.

Шимон Холлоши. Зринский в бою, 1896г

В летний период обычно Холлоши предпочитал работать окрестностях города Надьбанья (позднее в Тячев) — живописные местечки, входившие тогда в состав Венгрии, запечатлены на многих его полотнах. Вместе с группой соотечественников-единомышленников и учеников, среди которых были художники разных национальностей, он изучает тамошнюю природу, пишет пленэрные пейзажи, изображает реальных людей, а не стандартных мюнхенских натурщиков.

Шимон Холлоши. Стога сена, 1912г

Безусловно, в историю искусства конца XIX — начала XX в. Холлоши вошел не только как интересный живописец, но и в еще большей степени как выдающийся педагог. У него учились не только крупные венгерские художники, но и мастера из Германии, Польши, России, среди них — М. В. Добужинский, Зиновий Гржебин, В. А. Фаворский, К. С. Петров-Водкин, Э. А. Штейнберг, В. Д. Баранов (Россинэ), Е. М. Бебутова, К. Н. Истомин, К. А. Коровин, Н. Б. Розенфельд. В отличие от Антона Ашбе, руководителя другой знаменитой частной мюнхенской школы-студии, Холлоши учил более рациональному, умозрительному подходу к анализу формы, прежде всего в рисунке головы и фигуры человека с натуры.

Владимир Андреевич Фаворский (впоследствии выдающийся художник и теоретик искусства) вначале хотел пойти в школу более знаменитого Ашбе, но тот в 1905 г. скончался, и тогда Фаворский записался к Холлоши. «Когда я начал рисовать у Холлоши, - пишет в своих воспоминаниях Фаворский, - он стал довольно резко критиковать меня, указывая, что я занимаюсь перечислением пятен, что мои рисунки не цельны, нет общего, и детали не входят в целое. Поэтому он требовал от нас прежде всего наброска, в котором были бы схвачены основные моменты движения, отношения масс… Главным моментом, на котором останавливалось наше внимание, это была цельность. Цельное видение натуры… пространственная выразительность… Единственной пластической темой был человек, его форма, всегда в простых позах и строгих постановках. Прежде всего, обращалось внимание на цельность восприятия и на цельность изображения».

Шимон Холлоши. Весеннее настроение, 1912г

В 1902, разойдясь во взглядах с соратниками, мастер покидает сначала Мюнхен, затем и Надьбанью, продолжив с 1904 года творческую и педагогическую деятельность в Тячеве, в Закарпатской Украине, где и окончил свои дни в 1918 году.

Бюст Шимона Холлоши в Тече (Закарпатье, Украина)

С кон. XIX в. до самых последних своих дней Холлоши был занят работой над картиной «Марш Ракоци». Он хотел создать собирательный образ венгерского народа, объединенного знаменем национально-освободительной борьбы. Осталось множество этюдов и эскизов к этой так и не завершенной картине, отличающихся острой характерностью и выразительностью.

Шимон Холлоши. Марш Ракоци. Этюд. Национальная галерея Венгрии

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть