Его уникальный слог вдохновлял композиторов: две армянские оперы, написанные по мотивам произведений Ованнеса Туманяна - RadioVan.fm

Онлайн

Его уникальный слог вдохновлял композиторов: две армянские оперы, написанные по мотивам произведений Ованнеса Туманяна  

2020-02-19 20:26 , Минутка истории, 3441

Его уникальный слог вдохновлял композиторов: две армянские оперы, написанные по мотивам произведений Ованнеса Туманяна

Сегодня в Армении отмечается общенациональный праздник — День дарения книг. Дата проведения была выбрана в связи с тем, что (7) 19 февраля 1869 года родился величайший армянский поэт и писатель, крупный общественный деятель Ованнес Туманян.

Туманян ушел из жизни почти сто лет назад, но и сегодня его стихи не потеряли оригинальности, заряда эмоций и способности побуждать к размышлениям. Творя преимущественно в жанре повествовательной поэзии и черпая вдохновение в армянской устной традиции, этот великий армянский поэт выработал свою собственную манеру письма.

К началу XX века Туманян достигает вершин поэтического повествования, создавая такие свои произведения, как «Ануш» и «Взятие крепости Тмук». Пасторальная эпопея, разворачивающаяся в обстановке лорийской идиллии, «Ануш» состоит из шести песен, которым предшествует пролог. Стихотворная история несчастной любви со всеми элементами, присущими трагедии, вдохновила композитора Армена Тиграняна на написание одноименной оперы, к постановке которой регулярно возвращаются оперные театры мира.

Во «Взятии крепости Тмук» О. Туманян обращается к историческому эпизоду, когда жена принца Татула, поверив обещаниям персидского короля Надир-Шаха, предает супруга и сдает крепость врагу. Разрушив крепость, победитель отрубает предательнице голову. Политическая канва этого произведения гораздо более обнажена, чем это сделано в поэме «Ануш». И по мотивам этой драмы композитор Александр Спендиарян создал оперу «Алмаст».

Сегодня бронзовая статуя поэта возвышается рядом с памятником композитору на площади перед зданием Ереванской оперы: одно из самых символичных мест столицы Армении напоминает о том, что увековеченные их произведениями истории актуальны всегда.

«Ануш» Армена Тиграняна

Опера «Ануш» написана Арменом Тиграняном по одноименной поэме Ованеса Туманяна. Это история о горькой судьбе влюбленных, павших жертвой суеверия и предрассудков. И Тигранян, художник высокого поэтического и лирического таланта, создал произведение, волнующее накалом страстей.

Надо отметить, что к тому времени, как у Тиграняна возникла идея написать истинно армянскую оперу, он уже был признанным музыкальным деятелем, известным композитором и хормейстером.

Но долгое время подходящего сюжета оперы не было. Сама судьба словно готовила композитора к созданию своего выдающегося произведения. Пока однажды к нему в руки не попала поэма Ованнеса Туманяна «Ануш».

Она всецело захватила композитора. «Не говоря о высокой художественности поэмы, сама конструкция ее, ее замечательный пролог, скорбь фей о беззаветно влюбленных, серенада Capo на рассвете – все это требовало облечь прелестную поэму в музыкальную форму, переложить ее на музыку.

Увлеченный темой, я написал оперу…», - писал в своих воспоминаниях композитор.

«Ануш» стала первой полноценно написанной на армянском языке и языком армянской народной музыки оперой, которая в национальной армянской оперной литературе создала новое стилистическое направление. Армен Тигранян работал над нею в течение четырех лет – с 1908-го по 1912-ый годы, хотя надо отметить, что за последующие 30 лет композитор внес множество изменений и дополнений в текст либретто.

Армен Тигранян в основном работал в Александрополе (ныне Гюмри) – родной город вдохновлял его. Еще в самом начале – в 1908-ом году, в Тифлисе были представлены отдельные фрагменты оперы, а исполняли их ученики знаменитой армянской школы Нерсисян.

Премьера оперы «Ануш» состоялась 4 августа 1912 года в зале Народного собрания города Александрополя.

Как отмечали очевидцы, спектакль имел беспримерный успех. Публика, расходясь, уносила с собой запомнившиеся и полюбившиеся мелодии, органично слившиеся с образами туманяновских героев. Слава о новом произведении, встреченном как выдающееся событие в армянской культурной жизни, вышла за пределы Александрополя.

После премьеры толпы людей с факелами вышли на улицы. Они пели запомнившиеся арии из оперы, и это было настолько искренне и проникновенно, что, казалось, отражало характеры героев Туманяна и красоту его родного Лори. Уже тогда стало ясно, что оперу «Ануш» ждет большое будущее.

Когда в 1932 году состоялось открытие театра оперы и балета в Ереване, то первым оперным спектаклем стала опера Александра Спендиарова «Алмаст», написанная опять же по поэме Ованеса Туманяна «Взятие Тмкаберда». А следующей работой театра стала новая постановка оперы «Ануш», которая и по сей день не сходит со сцены.

«Алмаст» Александра Спендиаряна

Опера «Алмаст» заслужено является одной из вершин армянской оперы и всего армянского музыкального искусства в целом. Ee автор – Александр Спендиарян – один из основоположников армянского музыкального искусства, армянской классической музыки.

Иллюстрация Мартироса Сарьяна к опере «Алмаст»

Мысль написать оперу возникла у композитора еще в 1916 году. Отвергнув ряд сюжетов, он обратился к творчеству выдающегося армянского поэта Ованнеса Туманяна.

«Я мечтал натолкнуться на такую благодарную тему, как «Иван Сусанин», «Князь Игорь» или «Китеж», только связанную с историей Армении, с жизнью и героической борьбой моего народа; я стремился найти такое литературное произведение, которое, отвечая этим требованиям, вместе с тем ложилось бы на музыку», - вспоминал Александр Спендиарян.

И историческая поэма Ованнеса Туманяна «Взятие Тмкаберта» оказалась именно таким произведением.

Поэма увлекла Спендиаряна. Дважды приезжал он в Тбилиси, где записывал армянские и иранские народные мелодии и другой необходимый ему музыкальный материал. Составление либретто оперы было поручено поэтессе Софии Парнок, которая, тем не менее, несколько отошла от замысла и духа поэмы Туманяна, и закончила свою работу в 1918 году. В центре либретто оказался не патриотический подвиг народа, а раскрытие психологической драмы девушки Алмаст, противоречивости ее чувств и переживаний. Полностью устранить идейные и драматургические просчеты либретто композитор, разумеется, не мог. Однако широким развитием народных сцен и усилением музыкально-драматургической роли князя Татула ему удалось верно передать в музыке основной смысл поэмы.

Но закончить оперу, которой он отдал столько сил, Спендиаряну, к сожалению, не удалось. Он умер 7 мая 1928 года, так и не успев инструментовать четвертый акт, написать задуманные им вокальную увертюру и еще одну арию Татула, пересмотреть речитативы.

Окончательную редакцию партитуры оперы сделал композитор Максимилиан Штейнберг, автор балета «Тиль Уленшпигель». Он же написал недостававшую в партитуре музыку пролога и эпилога.

Премьера «Алмаст» состоялась в Москве 23 июня 1930 года.

А в Армении опера была впервые поставлена 20 января 1933 года – в день открытия в Ереване театра оперы и балета, которому было присвоено имя А. Александра Спендиаряна.

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть