Онлайн

Хранители нашей истории: старинные армянские церкви и храмы Крыма (часть 2)

2020-03-18 21:30 , Минутка истории, 318

Хранители нашей истории: старинные армянские церкви и храмы Крыма (часть 2)

В первой части нашей публикации мы начали повествование о роли Крымского полуострова в армянской истории. О том, как в определенный период эта земля стала одним из основных центров эмиграции, дав развитие крупной и активной общине. Крымские армяне традиционно славились как превосходные всадники, строители, купцы, ювелиры, земледельцы, а впоследствии — деятели науки и культуры. Особенно многолюдными армянские поселения Крыма становятся в XIII–XIV веках — во время монгольских нашествий на Армению и падения Киликийского царства. И, безусловно, одним из главных признаков присутствия армян является зодчество. Мы уже рассказали о пяти древних армянских храмов Крыма, большая часть которых сегодня, к сожалению, лежит в руинах. Продолжим этот список.

Старинные армянские церкви и храмы Крыма

Церковь Святой Рипсиме в Ялте построена относительно «недавно» - ей чуть больше ста лет. Прототипом ее создания послужила одна из церквей армянского города Эчмиадзина — храм святой Рипсиме (VII век). При строительстве был повторен традиционный архитектурный стиль древней Армении.

Бакинский нефтепромышленник Павел Гукасов поручил строительство архитектору Гавриилу Тер-Микелову и мастеру прикладного искусства Тарагросу. Материалом для строительства церкви был выбран форосский вулканический туф, камень не прочный и пропускающий влагу, но зато позволяющий выполнять великолепную кружевную резьбу. Внутри церкви алтарь из белого мрамора. Роспись купола сделал никто иной, как Вардгес Суренянц, известный армянский живописец и театральный художник, уроженец Крыма.

Роспись купола, сделанная Вардгесом Суренянцем

Храм был построен в 1909—1917 годах: говорят, что капризный заказчик часто менял эскизы здания, прислушиваясь к мнению случайных людей, что значительно замедляло строительство. После Октябрьской революции Гукасов эмигрировал во Францию, не оставив средств для полного завершения строительства и росписи церкви. Не смотря на свою болезнь и безденежье Вардгес Суренянц продолжает работать: желание творить придавало ему сил.

Могила художника Вардгеса Суренянца

До последнего дня, он расписывал купол, но так и не успел закончить. В апреле 1921 года Вардгес Суренянц был похоронен у стен церкви. В цокольном же этаже церкви похоронена дочь Гукасова, в память о которой и возводился храм, и два его преждевременно скончавшихся сына.

Долгие годы армянская церковь Святой Рипсиме в Ялте использовалось не по назначению, во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало. В шестидесятых годах XX столетия Армянскую церковь передают Ялтинскому краеведческому музею. Здесь открывается отдел истории дореволюционного периода Ялты. К церкви ведет широкая лестница из ста ступеней. И она, и само здание использованы кинематографистами в ряде фильмов – «Праздник святого Иоргена», «Процесс о трех миллионах», «Три толстяка», «Мастер и Маргарита» и другие.

В восьмидесятых годах проводится капитальный ремонт и реставрация, в 1993 году храм возвращают армянской общине и с тех пор богослужения в нем возобновлены.

Церковь Святых Архангелов Гавриила и Михаила в Феодосии была построена в 1408 году, о чем свидетельствует сохранившаяся памятная надпись, и является одной из первых армянских церквей — её священник были наблюдателями на Флорентийском соборе.

Храм на литографии В. О. Руссена из альбома Album historique et pittoresque de la Tauride Е. Ф. де Вильнёва, 1858, Париж

От изначального интерьера этой архитектурно-исторической достопримечательности мало что дошло до наших дней. Остатки старинных фресковых росписей едва просматриваются. Позолоченный крест, украшающий пространство под куполом, был утрачен в начале прошлого века. Когда-то внутреннее убранство храма Архангелов Михаила и Гавриила поражало своим богатством. В церкви имелся собственный скрипторий, где занимались переписыванием священных текстов и написанием церковных книг.

Армянская церковь Святого Саргиса в Феодосии – тоже один из самых старых христианских храмов на всем Крымском полуострове. Церковь появилась в 1408 г., о чем свидетельствует сохранившаяся памятная надпись. При строительстве культового сооружения использовался бутовый камень. Здание этой крымской святыни возведено по канонам средневековой армянской архитектуры. В плане церковь имеет форму классического латинского креста. С северо-западной стороны к ней пристроена шестигранная каменная колокольня, богато украшенная искусной резьбой. На одном из участков западной стены (у главного входа) сохранился рельеф с изображением Богородицы.

Храм на литографии В. О. Руссена из альбома Album historique et pittoresque de la Tauride Е. Ф. де Вильнёва, 1858, Париж

В XIV — XVI веках церковь была очагом армянского образования и культуры. При храме действовал один из самых больших на то время армянских скрипториев, развивалось искусство книжной миниатюры и гравюры. Тут творили известные художники, философы, поэты и историки: Симеон, Бабердеци, Степанос, Карнеци, Аветис, Аракел, Кристосатур, Авраменц.

Рукописи из скриптория церкви Сурб Саргис хранятся в Национальной библиотеке Франции (Париж), библиотеках Aрмянского патриархата в Иерусалиме и армянских мхитаристов в Вене, фондах Матенадарана (29 рукописей с подписью Никогайоса Цахкарара (1693), стих «История страны Крым» поэта XVIII века Мартироса Крымеци, рукописное Евангелие 1649 года).

В 1888 году церковь пострадала от пожара и была отремонтирована на средства её прихожанина — Ивана Айвазовского, который кроме прочего собственноручно расписал церковь. Жизнь знаменитого художника-мариниста была неразрывно связана с этим храмом — здесь его в 1817 году крестили, здесь он венчался, здесь же его отпевали и похоронили в церковной ограде в 1900 году. По завещанию Айвазовского церковь и приходская школа получили 50 000 рублей.

В 60-х гг. 20 века была проведена комплексная реставрация этого архитектурного памятника Крыма. На первом этапе реставрации провели замену полуразрушенных окон и дверей, перекрыли черепичную кровлю и сделали инъекции трещин на стенах. Затем приступили к самому ответственному этапу – восстановлению экстерьера и интерьера культового сооружения. Специалисты постарались, насколько это было возможно, вернуть Армянской церкви первоначальный облик.

Многие авторитетные ученые считают, что эта историко-архитектурная достопримечательность полуострова Крым представляет собой свободную интерпретацию знаменитого храма 12 в., расположенного в деревне Птгни неподалеку от Еревана. В 1438 г. священнослужители Феодосийского Армянского храма принимали участие во Вселенском соборе, который официально закрепил союз римско-католической и армянской церквей.

В реестр архитектурных памятников одна из главных христианских святынь Крыма была занесена в 1963 г. К церкви относится довольно большая территория, которая также охраняется законом.

Первый камень в фундамент армянской церкви Святого Никогайоса в Евпатории был заложен в 1817 году, однако возводился храм долго и был открыт для прихожан лишь спустя несколько десятилетий.

Впрочем, это отнюдь не первый молитвенный дом армян в Евпатории. Ещё в XVII веке диаспора имела в городе, носившем тогда имя Гезлёв, свой собор. Сооружённый из дерева, он не выдержал «спора» с морскими ветрами и непогодами. Каменная же церковь, появившаяся в 40-х годах XIX столетия, изрядно пострадала уже от людей, но и поныне встречает верующих в своих стенах.

Здание церкви Сурб-Никогайос относится к памятникам архитектуры местного значения, а сам храм с точки зрения религиозной принадлежности – армяно-григорианский.

Знатоки утверждают, что облик храма очертаниями напоминает феодосийскую церковь Святого Саргиса, в которой был крещён, затем венчался и был похоронен самый знаменитый художник-армянин Иван Айвазовский.

В период Крымской войны армянская церковь в Евпатории серьёзно пострадала, но нет от пуль и шрапнели. В ней стоял на постое французский гарнизон, его солдаты позволяли себе выцарапывать собственные имена на стенах святого для армян места. Следы вандализма позже пришлось заделывать. Но при поздней реконструкции эти «граффити» обнаружили. Убирать их не стали, поэтому современные туристы могут увидеть отчётливую дату «1855» и слова «Филипп», «Рикарди» и «Фабри».

В советский период религиозное учреждение и вовсе закрыли, отдав под дом престарелых и инвалидов. Заново освятили и открыли Сурб-Никогайос только в июне 2012 года – в день празднования армянской культуры.

Продолжение следует…

Лента

Рекомендуем посмотреть