Онлайн

Королева джаза и блюза: легендарная Билли Холлидей, оставившая неизгладимый след в истории джазового искусства  

2020-04-07 20:32 , Немного О..., 466

Королева джаза и блюза: легендарная Билли Холлидей, оставившая неизгладимый след в истории джазового искусства

Леди Гардений…. Таким красивым поэтичным и нежным именем называли восторженные поклонники своего кумира – легендарную джазовую и блюзовую певицу Билли Холидей. Романтичная красавица, традиционно выходя на сцену с заколкой из белых цветов, уже первыми звуками своих песен завораживала слушателей, будто оказывала на них гипнотическое воздействие.

История джаза знает очень много талантливых исполнителей, обладающих великолепными и ярчайшими голосами, однако считалось, что только «Леди Дей», как её называли друзья, могла так проникновенно, захватывающе сердце и душу исполнять свои композиции. Певица передавала в них личные чувства, поэтому имела репутацию самой честной джазовой певицы. Немного сипловатый, но в то же время неподражаемый голос Билли Холидей превращал дешевые песенки в неповторимые шедевры, звучащие как настоящая исповедь. У неё было очень много поклонников, да и критики восторгались её творчеством, несмотря на то, что оно в те времена воспринималось как довольно революционное, ведь певица сумела талантливо совместить традиционное исполнение негритянских блюзов и инструментальный свинг, скрасив всё это очень яркой эмоциональностью.

Краткая биография

7 апреля 1915 года в Балтиморе родилась девочка, которую весь мир впоследствии узнал как Билли Холидей. Подлинное имя девочки было Элеонора Фэйган. Она была плодом скоротечной любви, её родители Сэди Фейган и Клэранс Холидей сошлись в раннем юношеском возрасте и в браке друг с другом не состояли. Тринадцатилетняя Сэди, работавшая служанкой в доме белой семьи, из-за беременности потеряла работу, и чтобы родить в нормальных условиях напросилась в госпиталь бесплатно мыть полы и ухаживать за больными. Через некоторое время, после рождения дочери, Сэди оставила ребёнка, покинула трущобы Балтимора и переехала в Нью-Йорк, чтобы быть подальше от родительских нравоучений. Отец девочки тоже исчез из жизни дочери, даже не дав ей своего имени.

Материнской заботы девочка в детстве не знала: она осталась на попечении бездушных родственников. Единственным человеком, с нежностью относящимся к маленькой Норе, была её прабабушка, грустная история которой тоже заслуживает особого внимания. Прабабушка была чернокожей рабыней и любовницей своего хозяина – плантатора – рабовладельца, родом из Ирландии. В результате этой связи на свет появилось семнадцать детей, один из них был дедом маленькой Норы.

Девочка очень любила свою старенькую бабушку и часто они, обнявшись, спали в одной постели. В одну из ночей старушка умерла во сне, и на утро Нору с трудом освобождали из окоченевших объятий любимой бабушки. После такого потрясения девочка с нервным срывом попала в больницу. Детство Элеоноры даже нельзя назвать трудным, оно было ужасным. Девочка никогда не играла в куклы, её жестоко наказывали по поводу и без повода, а уже в шестилетнем возрасте заставляли работать. От несправедливости и унижений Элеонора часто убегала из дома. Её основной средой обитания была улица, здесь она познавала жизнь. За пропуски школьных занятий и бродяжничество девочка в девять лет была определена в исправительное учреждение для темнокожих, находившееся в ведении католических монахинь. По судебному решению Элеонора должна была пробыть там до своего совершеннолетия и выйти оттуда в 21 год. В этой школе девочку за провинности не били, но её строптивый характер жестоко морально подавляли.

Однажды её закрыли на ночь в комнате с мертвым человеком. При очередной встрече с матерью, после отсидки в карцере, Элеонора предупредила, что она не выдержит таких условий и скорее всего они больше не увидятся. Мать, из которой уже выветрилась подростковая легкомысленность, услышав такие слова, воспользовалась помощью друзей: наняла адвоката и вытащила дочь из исправительной колонии. Обретя свободу, десятилетняя Элеонора, чтобы хоть как-то помочь матери заработать на кусок хлеба, всего за несколько центов стала наниматься мыть полы и лестницы. Среди её работодателей была хозяйка борделя, в котором девочка в первый раз услышала граммофонные записи блюзовых композиций в исполнении Луи Армстронга и Бесси Смит. Эта музыка произвела настолько сильное впечатление на девочку, что она заключила с хозяйкой сделку: полы моет бесплатно, но за это музыку слушает без ограничений. Примерно в это же самое время Элеонора наловчилась тихонечко проникать в кинотеатр, где демонстрировались фильмы с участием Билли Дав. Актриса до такой степени очаровала девочку, что та впоследствии взяла псевдоним с именем Билли, тем более, что имя Элеонора её просто бесило.

Более или менее спокойная жизнь продолжалась недолго, в один из Рождественских вечеров с Норой случилось несчастье: её попытался подвергнуть насилию сорокалетний сосед. Вовремя подоспевшая полиция, которую вызвала мать девочки, забрала и насильника, и жертву. Злодей впоследствии получил пять лет тюрьмы, а потерпевшую вновь отправили в исправительное заведение якобы за то, что она соблазном спровоцировала мужчину.

Нью-Йорк

Девушка через два года, выйдя из колонии, отправилась в Нью-Йорк, куда опять в поисках лучшей жизни уехала её мать. Вместе жить они не могли, так как Сэди работала няней и проживала в доме своих хозяев. Для Норы пришлось снять квартиру. Оказалось, что хозяйка содержала в доме притон. И уже через несколько дней Нора была в числе девушек, занимающихся «древней профессией». Некоторое время спустя, после облавы полицейских, Элеонора была арестована и вновь предстала перед судьей. На этот раз она на четыре месяца попала в тюрьму.

После освобождения, Нора застала мать тяжело заболевшей. Финансовое положение было плачевным, все накопленные сбережения ушли на лечение. Денег не было не только на оплату квартиры, но и на хлеб. Всё изменил один вечер, когда Нора в поисках работы стала обходить все встречающиеся на её пути магазины и бары. Зайдя в очередной клуб, она спросила хозяина о работе. На вопрос, что она умеет делать, девушка ответила, что может танцевать. После первых движений, которыми Нора хотела изобразить степ, хозяин назвал её обманщицей, но тут же спросил, умеет ли она петь. Пианист заиграл мелодию популярной песни, и Нора запела. Посетители клуба перестали разговаривать, оставили свою выпивку и стали поближе подходить к юной певице. За первой песней под одобрительные выкрики посетителей последовала следующая. Результатом такого спонтанного выступления стала похвала хозяина клуба, предложившего работу, и восемнадцать долларов, оставленные благодарными слушателями. Норе в то время было всего четырнадцать лет – возраст, с которого началась её творческая карьера.

Первые вокальные университеты юная певица, взявшая псевдоним Билли Холидей, проходила на небольших сценических площадках ночных клубов, которые в то время были очень популярными. В одном из таких заведений Холидей в 1933 году познакомилась с Джоном Хэммондом, в то время начинающим молодым продюсером. Хэммонд, услышав пение Билли, был настолько поражен её исполнением, что вскоре написал о молодой певице в одном из модных журналов небольшую хвалебную заметку, чем привлек внимание общества к её творчеству. Джон, ставший первым продюсером Холидей, знакомит её с «Королем свинга» Бенни Гудменом, и уже осенью 1933 года Билли совместно с небольшой инструментальной группой под управлением выдающегося джазмена записывает пару синглов, один из них моментально становится популярным. В 1934 году Билли продолжает работать не только с коллективом Гудмена, но и другими ансамблями, пробивая себе дорогу на сцену престижных концертных залов, таких как театр «Аполло», где она дебютировала в 1935 году.

Дюк Эллингтон, Билли Холидей и музыкальный критик Леонард Фезер

В то же время Д. Хэммонд вновь строит проекты по привлечению внимания к творчеству певицы и организовывает Билли студийную запись, на которую приглашает талантливого пианиста - «черную звезду» Тедди Уилсона и замечательного саксофониста Лестера Янга, который впоследствии стал большим другом певицы. Из-за этих студийных записей, которые предназначались для проигрывания в музыкальных автоматах, обычно устанавливаемых в барах и клубах, популярность Холидей сильно возросла. Сам Дюк Эллингтон, обратив внимание на молодую певицу, предложил ей сняться в короткометражном фильме «Симфония в чёрном».

Билли Холлидей и Лестер Янг

Следующий этап в жизни певицы отмечен активной гастрольной деятельностью. Сначала Билли путешествовала с группами Д. Лансфорда и Ф. Хендерсона, а затем с биг-бендом самого Каунта Бэйси, невольно став конкуренткой своей будущей подруге Элле Фицджеральд.

Билли Холидей и Элла Фицджеральд

Сотрудничество Холидей с Бэйси из-за строптивого характера певицы продолжалось не более года, однако после увольнения она долго не отдыхала: не прошло и месяца, как Билли стала солисткой «белого оркестра» под управлением знаменитого кларнетиста Арти Шоу. Первое время её дела в этом коллективе шли хорошо, коллеги и руководитель оркестра относились к ней с большим уважением, но затем возник разлад из-за унизительных ситуаций на почве расовой дискриминации. Например, во время гастрольных туров (особенно это проявлялось в южных регионах США) были такие концертные площадки, на которых организаторы запрещали Билли выходить на сцену, и весь концерт она просиживала в автобусе. Не выдержав такого унижения, Холидей покидает оркестр Арти Шоу, но, благодаря поддержке Хэммонда, вновь становится востребованной.

Продюсер знакомит певицу с Барни Джозефсоном, который, пойдя на отчаянный эксперимент, открыл кафе, где собиралась публика с разным цветом кожи. Это заведение быстро набирало популярность, так как славилось посещением кинозвезд, знаменитых художников и представителей из высшего света. Выступая в этом кафе, Билли распространяла музыку «чёрных» среди широких масс и становилась известной в среде богатых и влиятельных людей. В это же время она продолжает записывать различные музыкальные композиции, среди которых была пронизывающая песня «Странные плоды», впоследствии ставшая визитной карточкой певицы. В начале 40-х годов творческая карьера Холидей была в самом расцвете. Песни в её исполнении звучали из музыкальных автоматов и по радио. С певицей очень активно работали такие крупные звукозаписывающие компании, как Columbia, Brunswick, а несколько позже и Decca. В 1944 году она с успехом выступила с сольным концертом в нью-йорском «Метрополитен-опера», в 1947 - в «Таун-холле», в 1948 – удостоилась чести петь со сцены престижного «Карнеги-холл», а в 1947 году Луи Армстронг пригласил Холидей сняться в небольшой роли в фильме «Нью-Орлеан».

Билли Холлидей и Луи Армстронг

Однако именно в это время у неё одна за другой возникали проблемы личного характера. Несколько раз Билли очень неудачно выходила замуж. Денег у неё, несмотря на баснословный по тем временам доход в 2000 долларов в неделю, никогда не было: всё тратилось на алкоголь и наркотические вещества.

Самым большим потрясением для Холидей была смерть самого дорогого и близкого для неё человека – матери. Эта утрата сильно подорвала нервную систему Билли, которую она успокаивала при помощи сильного смертоносного дурмана. Певица ненавидела себя за эту слабость, но ничего с этим поделать не могла.

В конечном итоге она приняла отчаянное решение и добровольно обратилась за лечением в частную клинику. Находясь в больнице, Билли попала под прицел полиции из отдела по борьбе с наркотиками, которая установила за ней постоянную слежку, и в результате Холидей на несколько месяцев попала в тюрьму за хранение запрещённых веществ. После окончания срока заключения власти любимого ею Нью-Йорка преподнесли певице неприятный «сюрприз»: Билли было запрещено выступать во всех заведениях, где продавались спиртные напитки, а именно такие клубы были источником основного заработка певицы.

В 50 – е годы здоровье Холидей из-за различного рода злоупотреблений было сильно подорвано, её голос терял прежнюю красоту, но, несмотря на это, певица продолжала активно выступать и записываться. Она заключила контракт с джазовым антрепренёром Норманом Гранцем, владельцем нескольких известных звукозаписывающих лейблов. В то же время популярность Билли сильно возросла в результате триумфального гастрольного турне, которое она совершила по странам Европы в 1954 году, а также из-за вышедшей в 1956 году книги под названием «Леди поет блюз». В этом автобиографическом издании певица с приукраской рассказала о своём жизненном пути, добавив несколько любопытных моментов, которые принесли ей ещё большую известность. В 1956 году Холидей повторно сенсационно выступила в знаменитом «Карнеги холл». Концерт прошел с большим успехом, в восторге были не только слушатели, но и музыканты, которые аплодировали ей стоя. В 1958 году певица записывает свой финальный альбом «Lady in Satin». Далее последовали провальные европейские гастроли. В мае 1959 года Билли даёт свой последний концерт, а в конце месяца в состоянии комы попадает в госпиталь, где по официальному медицинскому заключению скончалась от передозировки наркотических веществ 17 июля 1959 года в возрасте 44 года.

Творчество

Творчество Билли Холидей – это особая и очень интересная страница в истории джазового вокала. Ей удавалось посредственные, ничем не примечательные песни как бы изобретать заново и превращать их в шедевры, которым был присущ неповторимый блеск и определенная энергетика. Знаменитая, но в то же время необычная манера исполнения певицы основывалась на вокальной импровизации. Мелодическая линия её композиций была совершенно свободной и не подчинялась сильным долям такта. Такая вольная фразировка, как нельзя лучше демонстрирующая неукротимый характер «Леди Дей», и являлась фирменным стилем, который она заимствовала у духовых джазовых музыкантов, таких как Б. Гудмен (кларнет), Л. Янг (тенор-саксофон), Б. Клейтон (труба), Б. Уэбстер (тенор-саксофон), Ч. Берри (тенор-саксофон), Р. Элдридж (труба), Д. Ходжес (альт-саксофон).

Билли Холидей не обладала сильным голосом и большим вокальным диапазоном, как у иных джазовых исполнителей, например Эллы Фицджеральд. Но её пение, основывающееся на личных чувствах, наполненных пронзительным драматизмом, сделало певицу одной из самых популярных исполнительниц джазовой музыки.

Награды

К Билли Холидей с большим уважением относились не только её поклонники, но и критики. Однако по опросам слушателей - читателей модных музыкальных журналов, она обычно выше второго места не поднималась, хотя популярный журнал «Esquire Magazine» в 1944 и 1947 годах присудил певице золотой, а в 1945 и 1946 годах – серебряный приз, как «Лучшей женской джазовой вокалистке».

Певица много раз была удостоена разных почестей, премий и наград, но, к сожалению, некоторые их них были присуждены ей только после смерти. Среди них:

  • «Зал славы премии Грэмми» - 1976; 1978; 1979; 1989; 2000; 2005; 2010 год;
  • «Премия Грэмми за жизненные достижения» – 1987 год,
  • «Зал славы рок-н-ролла» – 2000;
  • «Зал славы джаза» – 2004 год;
  • «Национальный зал славы женщин США» – 2011год.

Лучшие песни

Во время своей карьеры Билли Холидей сотрудничала со многими известными звукозаписывающими компаниями, поэтому она оставила для потомков довольно значительное творческое наследие, которое включает в себя 187 песен, многие их них становились хитами и входили в десятку наиболее популярных композиций. Вот некоторые из них:

«Lover Man» – очень трогательная песня, записанная в 1944 году и впоследствии ставшая хитом, по инициативе певицы была очень интересно украшена звуком скрипичных инструментов. В 1989 году композиция удостоена введения в Зал славы Грэмми.

«God Bless the Child» - песня, написанная самой певицей после ссоры с матерью, в репертуаре Холидей появилась в 1941 году и сразу завоевала популярность, но в «Зал славы Грэмми» композиция была добавлена только в 1976 году.

«Riffin' the Scotch» - это песня, относящаяся к второразрядным мелодиям, записанная певицей в 1933 году в сопровождении группы под управлением Бенни Гудмена, мгновенно стала хитом, так как в эмоциональном исполнении Холидей она зазвучала совсем по-другому: страстно и доверительно.

«Crazy He Calls Me» - композиция, записанная Холидей в 1949 году, сегодня является джазовым стандартом, вошедшим в «Зал славы Грэмми» в 2010 году.

Билли Холидей – великая американская певица, творчество которой оставило неизгладимый след в истории джазового искусства. Она была не просто певицей, а настоящим художником, значительно повлиявшим своим универсальным подходом к музыке, неутомимой изобретательностью и блестящей техникой исполнения на многих вокальных исполнителей данного жанра. Её любили и слушатели. Называли «Королевой джаза и блюза», и таковой она стала не только для своих современников, но и для последующих поколений, к творчеству певицы и в нынешнее время проявляется значительный интерес, а диски с её записями постоянно переиздаются, пользуясь большой популярностью.

В публикации использованы материалы издания soundtimes.

Лента

Рекомендуем посмотреть