Онлайн

История одной песни: Go Down, Moses – как в руках Луи Армстронга бывший спиричуэл превратился в настоящую классику джаза  

2020-04-30 21:21 , История Одного Шедевра, 446

История одной песни: Go Down, Moses – как в руках Луи Армстронга бывший спиричуэл превратился в настоящую классику джаза

Песня Go Down, Moses, о которой мы сегодня рассказываем, наиболее известна в исполнении Луи Армстронга, который записал ее в сопровождении оркестра Сай Оливеры в 1958 году, и которая более 70 лет не теряет своей популярности. Однако изначально песня джазом не была и перу Армстронга не принадлежала.

Своими истоками она уходит в середину XIX века, когда афроамериканцы ещё назывались неграми и работали на плантациях американского Юга. В те времена почти вся культура чернокожих американцев концентрировалась внутри христианских церквей. Оформилась она, когда по доброй американской традиции совместные чёрно-белые мессы закончились и возникли церкви «только для чёрных». В результате родился такой специфический музыкальный стиль как «госпел» (от gospel — евангелие) или «спиричуэлс» (от spiritual — духовный). Замешанный на церковных хоралах и африканских ритмах, спиричуэл представлял собой песню религиозного характера, для чего использовались молитвы, псалмы и сюжеты из Библии.

Понятно, что одним из самых близких библейских сюжетов была история Моисея, который освободил евреев от египетского рабства. Вот и текст песни «Let My people go» пересказывает историю исхода евреев из Египта. За основу взят шестнадцатый стих седьмой главы Исхода, где Бог говорит Моисею: «и скажи ему фараону: «Господь, Бог Евреев, послал меня сказать тебе: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне; но вот, ты доселе не послушался».

Первое упоминание о песне относится к 1862 г., когда между промышленным Севером и рабовладельческим Югом кипела Гражданская война. Её упоминают как «гимн контрабандистов», что звучит странно, если не знать, что в то время «контрабандистами» в США называли и беглых рабов и прочих южан, переходивших на сторону Севера. В том же 1862 г. была опубликована и первая партитура песни под названием «Oh! Let My People Go: The Song of the Contrabands». Её текст был не только длиннее современного, но и несколько отличался по содержанию.

По утверждению капеллана Локвуда, впервые записавшего слова и мелодию песни, возникла она в Вирджинии. Первым известным музыкантом, который спел Oh! Let My People Go, стал пианист Гораций Уотерс.

В 1872 г. акапелльный негритянский коллектив FISK JUBILEE SINGER опубликовал новую версию текста (уже под названием «Go Down Moses») — близкую к современной, но длиннее чуть не в три раза.

Первым урезал текст до знакомых нам размеров Пол Робсон — известный борец за права чернокожих, исповедующий левые взгляды. Робсон говорил: «Мой народ в мечте о лучшем будущем создал сотни песен… теперь я песнями буду бороться за то, что считаю святым делом своей жизни…».

Уже в 1930−40-е «Go Down Moses» была достаточно популярной. Известный американский писатель Уильям Фолкнер даже взял её название — «Ступай, Моисей!» — для своего романа 1942 году.

Но настоящее всемирное признание песня обрела в 1958 году, когда ее аранжировал и исполнил Луи Армстронг. В его руках бывший спиричуэл превратился в настоящую классику джаза — яркую и динамичную. Теперь эта песня неизменно ассоциируется именно с его хриплым голосом и знаменитым соло на трубе.

Количество кавер-версий на «Go Down Moses» огромно, но до сих пор ни одна из них не переплюнула версию Армстронга. Отметить можно разве что кавер LONDON BOYS, перепевших этот спиричуэл в электронной аранжировке. Также на мелодию «Go Down Moses» в 1965 г. французский певец Клод Нугаро написал свой текст, посвященный великому трубачу, и назвал песню «Armstrong».

Лента

Рекомендуем посмотреть