Онлайн

Обычно нам не хватает не счастья, а умения быть счастливым: чудак от искусства или гений от жизни Морис Метерлинк

2020-05-06 21:53 , Немного О..., 317

Обычно нам не хватает не счастья, а умения быть счастливым: чудак от искусства или гений от жизни Морис Метерлинк

- А что такое Время?

- Это старик, который вызывает тех, кому пора уходить.

- Он сердитый?

- Нет, он только несговорчивый. Проси не проси – вне очереди никого не пустит… Морис Метерлинк, «Синяя птица»

Обладатель Нобелевской премии по литературе Морис Метерлинк – бельгийский драматург, поэт и эссеист фламандского происхождения, хотя писал свои произведения на французском. Произведения Метерлинка, главными темами которых являются смерть и смысл жизни, сыграли ключевую роль в движении символизма. Фигура Метерлинка - пример чудака от искусства, или если другими словами - гения от жизни, который идет своим путем, мало учитывая условности и общие правила. Кажется, что талантов было отмерено чьей-то щедрой рукой много как для одной судьбы, поэтому выход был только один - прожить еще несколько биографий в книгах, выдумать себе другую историю.

Морис Метерлинк родился 29 августа 1862 года в городе Генте (Бельгия), в зажиточной семье. Его отец был нотариусом, а мать – дочерью богатого юриста.

Метерлинк с детства интересовался поэзией, литературой, однако родители настояли, чтобы он изучал право в Гентском университете.

Окончив университет в 1885 году, Морис переехал в Париж для совершенствования в юриспруденции. В Париже Метерлинк познакомился с поэтами-символистами Стефаном Маларме и Вилье де Лиль-Аданом, которые оказали на него сильное влияние. Под этим влиянием Метерлинк создал и напечатал свой первый труд - вольный перевод книги фламандского философа-мистика Яна ван Раусбрука «Украшение любовного брака».

В 1886 году состоялся литературный дебют Мориса - в парижском ежемесячнике «Плеяда» была напечатана его новелла «Убийство невинных».

По возвращении в Гент Метерлинк продолжил работать юристом, занимаясь при этом литературой. В 1889 году он выпустил поэтический сборник «Теплицы» и пьесу-сказку «Принцесса Мален», хвалебную рецензию на которую поместил в газете Le Figaro влиятельный французский критик Октав Мирбо.

Получив похвалу знаменитого критика, Морис Метерлинк оставил юридическую практику и целиком посвятил себя литературе.

Пьесы раннего периода творчества Метерлинка характеризуют фатализм, мистика и постоянное присутствие смерти: «Непрошеная» (1890), «Слепые» (1890), «Семь принцесс» (1891), «Пелеас и Мелисанда» (1892). Для всех этих пьес характерна таинственная атмосфера сказки.

В 1894 году Морис Метерлинк обратился к театру кукол и написал три пьесы для марионеток: «Алладина и Паломид», «Там, внутри» и «Смерть Тентажиля».

В 1896 году Метерлинк переехал в Париж. В эти годы драматург писал метафизические эссе и трактаты, которые вошли в сборники «Сокровище смиренных» (1896), «Мудрость и судьба» (1898) и «Жизнь пчел» (1901).

В 1908 году Морис Метерлинк создал одну из своих самых популярных пьес «Синяя птица». Осенью того же года она впервые была поставлена Константином Станиславским на сцене Московского художественного театра.

«Синяя птица» завоевала популярность не только своей сказочной фантазией, но и иносказательностью. Рассказ об одном из героев этой пьесы, Тильтиле, Метерлинк продолжил в пьесе-феерии «Обручение».

В 1911 году Морису Метерлинку была присуждена Нобелевская премия «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией».

В последующие годы Метерлинк писал больше статей, чем пьес; с 1927 года по 1942 год вышло 12 томов его сочинений, наиболее известным из которых является «Жизнь термитов» (1926) - иносказательное осуждение коммунизма и тоталитаризма. Другие философские трактаты этого периода вошли в сборники «Жизнь пространства» (1928), «Большая феерия» (1929) и «Великий закон» (1933).

B 1939 году, когда нацистская Германия угрожала Европе, Морис переехал в Португалию, а затем в Соединенные Штаты, где он прожил всю войну и вернулся во Францию в 1947 году.

6 мая 1949 года Морис Метерлинк скончался от сердечного приступа.

В биографии Мориса Метерлинка были и интересные факты. Например, именитыми знакомыми бельгийца являлись Оскар Уайльд и Огюст Роден. Писатель встречался с Камилем Сен-Сансом, Стефаном Малларме и Анатолем Франсом и показывал им наброски к пьесам, состоящим из философских сцен.

Помимо Нобелевской премии, Метерлинк был награжден бельгийским Большим крестом ордена Леопольда (1920) и португальским орденом Меча святого Якова (1939).

В 1900-х годах литератор начал получать гонорары, и часть средств ушла на сохранение архитектурных памятников прошлых дней. Во время написания публицистических произведений он обитал в монастыре бенедиктинцев и умудрился спасти обитель от разорения.

Бельгийский король Альберт I пожаловал Метерлинку титул графа за выдающиеся произведения и вклад в культуру родной страны. Но эссе, написанные в зрелом возрасте, из-за сложности понимания не стали популярными и только после смерти автора были по достоинству оценены.

Цитаты Мориса Метерлинка из пьесы «Синяя птица», 1908г

  • Они живут в вашей памяти, значит, не умерли... Мертвые, о которых вспоминают, живут счастливо. Так, как будто они и не умирали…
  • Кто меня любит, и кого люблю я, те всегда меня найдут...
  • Это Великая Радость Любить... Но ты напрасно тянешься — ты ещё слишком мал, чтобы видеть её всю…
  • Все камни одинаковы, все драгоценны, но человек видит лишь некоторые из них…
  • Счастье не в смехе.
  • ... ты увидишь великое множество Блаженств... На Земле их гораздо больше, чем принято думать, но большинство людей не умеет их искать…
  • Странный народ эти Люди! Когда Феи вымерли, Люди ослепли, но они даже не замечают этого...

Цитаты Мориса Метерлинка из пьес и эссе

  • Если любишь нескольких - значит, ты не нашёл ещё той, которую тебе надо любить... (цитата Мориса Метерлинка из пьесы «Обручение», 1918).
  • У каждого человека есть немало поводов, чтобы не жить. В душу не заглянешь, как в эту комнату (цитата Мориса Метерлинка из пьесы «Там внутри», 1894).
  • Мы уже много лет живем вместе и никогда не видели друг друга! Можно подумать, что каждый из нас живет в одиночестве!.. Для того чтобы любить, нужно видеть (цитата Мориса Метерлинка из пьесы «Слепые», 1890).
  • Мы, наконец, одни... Может быть, одни, здесь всегда нужно быть осторожным. Здесь выследят приближение даже самого скромного счастья (цитата Мориса Метерлинка из пьесы «Смерть Тентажиля», 1894).
  • Как только уста засыпают, души начинают действовать. <...> И чтобы узнать то, что существует в действительности, надо воспитать в себе молчание, ибо только в нём распускаются на мгновение неожиданные и вечные цветы, меняющие форму и окраску, смотря по тому, с кем ты находишься в общении (цитата Мориса Метерлинка из эссе «Сокровище смиренных», 1896 год).
  • Быть счастливым значит преодолеть беспокойное ожидание счастья (цитата Мориса Метерлинка из эссе «Мудрость и судьба», 1898 год).
  • Свет часто нужно любить не ради него самого, а ради того, что он освещает (цитата Мориса Метерлинка из эссе «Мудрость и судьба», 1898 год).
  • В ожидании лучшего нужно, чтобы в нашем сердце господствовала любознательность (цитата Мориса Метерлинка из эссе «Жизнь пчёл», 1901 год).

Лента

Рекомендуем посмотреть