Великая духовная победа: Аварайрская битва стала свидетельством того, что ничто не отвратит армянский народ от идеи христианской родины - RadioVan.fm

Онлайн

Великая духовная победа: Аварайрская битва стала свидетельством того, что ничто не отвратит армянский народ от идеи христианской родины

2020-05-26 21:46 , Минутка истории, 701

Великая духовная победа: Аварайрская битва стала свидетельством того, что ничто не отвратит армянский народ от идеи христианской родины

26-го мая 451-го года произошла Аварайрская битва. По словам летописца, «каждый человек в душе был церковью и сам же священником». Армяне, возглавляемые спарапетом Варданом Мамиконяном, нанеся огромный урон врагу, смогли отстоять право оставаться христианами.

Вардан Мамиконян родился в 388 году н. э. Отец — спарапет Армении Амазасп Мамиконян, мать — Саакануш, дочь католикоса всех армян Саака Партева, потомка Григория Просветителя. Вардан был старшим сыном в семье. В 420 году вместе со своим учителем Месропом Маштоцом посетил Константинополь, где приказом императора был признан стралетатом (командиром) войск подконтрольной Византии территории. После смерти отца в 422 году вернулся в Восточную Армению, став главой рода Мамиконянов и спарапетом Армении.

Вардан Мамиконян. Фрагмент гобелена «Вардананк» Григора Ханджяна

После падения царской династии Аршакуни в 428г. Армения не являлась независимым государством. Ее западная часть входила в состав Восточной Римской империи (Византии), а восточная часть – в состав персидского государства Сасанидов. Византийская часть Армении управлялась куропалатом (губернатором), обычно армянином по происхождению, имевшим ограниченную власть. Персидская же часть управлялась марзпаном. Марзпан обладал верховной властью: он мог даже выносить смертные приговоры, но не мог нарушать вековые привилегии армянских нахараров (князей), каждый из которых был полунезависимым правителем в собственном княжестве и имел собственную небольшую армию.

Первоначально персы предоставили Армении значительную автономию. Должности марзпана, спарапета и азарапета (ведавшего экономикой) оставались в руках армян. «Великим судьей» в стране был армянский католикос, сборщиками налогов были армяне. Страна переживала культурный подъем, связанный с деятельностью просветителя и изобретателя армянского алфавита Месропа Маштоца и его учеников. Строились церкви и школы, распространялась грамотность.

В 438г. персидским царем стал Йездигерд II. К 447г. ему удалось нормализовать отношения с историческим врагом – Византией и после многолетней войны победить кочевников – кушанов. Упрочив свое положение, Йездигерд II решил ужесточить политику в отношении Армении. Йездигердвознамерился продвинуть официальную персидскую религию того времени (зороастризм), которую он считал единственно верной.

В Армению был направлен представитель царского двора Деншапух, который провел перепись населения, обложил народ налогами, отнял у армян должности великого судьи и азарапета и отдал их персам. Более того, верховный визирь персов издал эдикт, которым потребовал от армян отказаться от христианства и перейти в зороастризм.

В ответ на это в 449г. в Арташате собрался собор высшего духовенства и знати, который отверг требования персов. Армянский историк Егише приводит ответ армян персидскому царю:

«… Если ты оставишь нам нашу веру, то здесь, на земле, не будет у нас другого повелителя, кроме тебя; а на небе – другого бога, кроме Иисуса Христа; так как нет другого бога, кроме Него. Но если ты потребуешь от нас отречься от веры, то вот они мы: пытай нас, делай с нами что хочешь… мы умрем как мученики, и Он (Бог) сделает нас бессмертными…»

Григор Ханджян. «Вардананк»

Армянский народ, полтора века назад принявший христианство, отнюдь не горел желанием принимать новые порядки, навязываемые персами. Мамиконян, надеясь прекратить кровопролитие, отправил послание Ездигерду II, предлагая подчинение в обмен на религиозную свободу для армян. Несмотря на благоприятный ответ Ездигерда II, война скоро вспыхнула. Персидский царь послал в Армению огромную армию под командованием Мушкана Нисалавурта. Сасанидская армия, продвигаясь по северным берегам озера Урмия, а далее по левому берегу реки Аракс, уже к середине мая дошла до гавара Артаз (к западу от Нахиджевана), который в настоящее время находится на территории Ирана. Здесь, имея впереди ровное поле и пешепроходимую реку Тхмут и надеясь этим в полной мере использовать численное преимущество, армия Мушкана встала лагерем и начала дожидаться армянской армии. К вечеру 25-ого мая основная армянская армия подошла к сасанидской армии.

Ранним утром 26-ого мая 451-ого года, перед рассветом, войска выстроились для боя – армянская армия на северном, персидская армия на южном берегу реки Тхмут. Еще долгое время на берегу стоял «дуб Вардана», огромное дерево, под которым отдыхал владетель Тарона (в середине ноября 1975 года, во время грозы в него ударила молния и дерево рухнуло. На тот момент ему было около 1500 лет).

Дуб Вардана в настоящее время

Поскольку со дня принятия христианства в Армении церковь была вовлечена в дело защиты отечества, ярким примером тому стала Аварайрская битва. Армянская Церковь, во главе с католикосом Иосифом и священником Гевондом, вместе с армянскими воинами участвовала в войне с персами. Перед битвой священнослужители не только воодушевляли воинов, но и крестили их и укрепляли в них веру и дух.

«И соорудили алтарь, и совершили святое таинство: приготовили также купель, и если среди воинов были некрещенные, всю ночь крестили их, и наутро приняли святое причащение», - пишет летописец Егише о том, что происходило накануне Аварайрской битвы.

Ованнес Айвазовский. Клятва Вардана Мамиконяна

Армянское войско Мамиконяна насчитывало 100 тыс человек, из которых 66 тыс были воины феодальных дружин, остальное — городское ополчение, свободные крестьяне, крестьяне из церковных владений. По преданию, на поле боя вышли и женщины, и старики, и дети, способные держать оружие. Персидское войско под командованием Мушкана насчитывало 214 тыс солдат регулярной армии, полк «бессмертных», 15 боевых слонов и наемные отряды из варварских племен. Переход на сторону врага части армянской знати во главе с марзпаном Васаком Сюни предопределил победу персов. Несмотря на отчаянное мужество восставших, они были разгромлены превосходящими силами противника и, разбившись на мелкие отряды, отступили в недоступные горные районы. Вардан Мамиконян погиб в бою.

Эдвард Исабекян. Иллюстрация к роману Дереника Демирчяна «Вардананк»

Персидские войска постепенно подавили разрозненные очаги сопротивления, некоторые захваченные в плен руководители восстания были казнены. Однако шах Йездигерд II, напуганный огромными размерами восстания, счел за благо отказаться от насильственного обращения армян в зороастризм, восстановил в Армении самоуправление, вернул привилегии местной знати и христианскому духовенству.

Мартирос Сарьян. Эскиз к портрету Вардана Мамиконяна

На Аварайрском поле армия Мамиконяна выполнила свою основную задачу: армяне отстояли право быть христианами. Проигранная битва стала великой духовной победой армянского народа. Именно тогда историк Егише, говоря о Вардане, написал: «Смерть неосознанная есть смерть, смерть осознанная – бессмертие».

Армянская апостольская церковь причислила Вардана Мамиконяна и павших вместе с ним на Аварайрском поле 1036 соратников к лику святых. Своей смертью они доказали волю армянского народа к жизни и его право на существование Аварайрская битва стала свидетельством того, что воистину ничто не отвратит армян от идеи христианской родины.

Примечательно, что 26 мая в Армении отмечается и другая, не менее памятная дата – День победы в Сардарапатской битве, произошедшей спустя 1467 лет после Аварайра.

Победа в Сардарапатском сражении имела для Армении огромное значение – армянское население северной части Араратской долины избежало геноцида, значительная часть Восточной Армении была спасена от захвата турками, были созданы условия для восстановления армянской государственности. И 28 мая 1918 была провозглашена Республика Армения.

Лента

Рекомендуем посмотреть