История одного шедевра: странности уникального Собора Санта-Мария-дель-Фиоре – символа Флоренции - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: странности уникального Собора Санта-Мария-дель-Фиоре – символа Флоренции

2020-07-04 21:09 , История Одного Шедевра, 2682

История одного шедевра: странности уникального Собора Санта-Мария-дель-Фиоре – символа Флоренции

В центре Флоренции есть уникальное, совершенно восхитительное здание – Собор Санта-Мария-дель-Фиоре. Его строили 150 лет, но столь долгая и кропотливая работа того стоила: гигантский, безумно красивый кафедральный собор может вместить одновременно триста тысяч человек, и это не единственный его рекорд. Сегодня знакомимся с этой безумно прекрасной достопримечательностью и тайнами, которые она скрывает.


Эпоха раннего Ренессанса, или флорентийского кватроченто, в числе самых известных представителей которой был гениальный Боттичелли, приходится на XV столетие, и именно в этот период на центральной площади Флоренции было завершено строительство великолепного собора. Началось же его возведение на полтора века раньше. Его решили построить на месте старого, уже обветшавшего городского собора Санта-Репарата. Последний простоял здесь 900 лет, так что неудивительно, что его стены стали разрушаться, да и разросшееся население города требовало более вместительного здания для посещения литургий.

В то время соперниками Флоренции были не менее заметные города Сиена и Пиза, и горожане решили обойти в роскоши и архитектурном размахе соборы соседей. И, надо сказать, им это удалось: на дату постройки (1430-е годы) Санта-Мария-дель-Фиоре оказался самым крупным собором в Европе. Считалось, что в нем запросто могут уместиться все жители Флоренции и даже еще место останется – в городе на тот момент жило примерно 90 тыс. человек, а собор рассчитан на 300 тысяч.

Интересно, что в строительстве собора принимали участие не менее шести архитекторов, поочередно сменивших друг друга. Изначально это ответственное дело было поручено Арнольфо ди Камбио, скульптору и архитектору, работавшему в стиле проторенессанса. Он придумал проект и начал возводить стены, но, увы, вскоре умер, и строительство прекратилось. Лишь 30 лет спустя его возобновили – уже под руководством Джотто. Он сразу принялся за возведение колокольни, которую впоследствии стали называть «кампанила Джотто».

После смерти второго зодчего над проектом работали еще несколько архитекторов. Кстати, к 1436 году, когда было проведено освящение храма, работа над его фасадами так и не была завершена. Тем не менее, собор работал и принимал прихожан, а завершить фасад довелось уже много лет спустя, в 1887-м, мастеру Эмилио де Фабрису.

Авторами скульптур, установленных на втором ярусе колокольни (кампанилы), стали сразу несколько знаменитых мастеров, в том числе Пизано и Донателло. Кстати, те фигуры, которые мы сейчас видим, не настоящие, а великолепно сделанные копии. Подлинники же хранятся в музее Собора.

Архитектура Санта-Мария-дель-Фиоре уникальна. Если смотреть сверху, здание с тремя нефами (узкими помещениями) и полукруглым выступом-апсидой имеет форму латинского четырёхконечного креста.

В этом здании уникально все – и гигантский темно-красный купол диаметром 42 метра (самый большой кирпичный купол в мире), и панели из зеленого и розового мрамора, которыми облицованы наружные стены, и 45-метровые своды.

Ну а знаменитые фрески флорентийского собора, покрывающие внутреннюю часть купола – это вообще что-то грандиозное! Писать их начал Джорджо Вазари, а завершил работу после смерти автора Федерико Цукарро.

Общая площадь расписанной поверхности равна примерно половине футбольного поля (3600 м²), ну а в качестве темы Вазари выбрал Страшный суд. Считается, что при создании сюжетов автор вдохновлялся творчеством Данте, Босха, Боттичелли, Джотто и других великих творцов, посвятивших свои произведения литературы или живописи этой важной для христианина теме.

Картины Ада в нижней части огромного панно сменяются более светлыми сценами добродетелей, а на третьем ярусе, ближе к центру, изображен Иисус и вместе с ним – Богородица и святые. В самой верхней части купола можно разглядеть ангелов, а также Старцев Апокалипсиса.

Все сцены и персонажи выглядят очень реалистично и вводят в трепет наиболее впечатлительных посетителей храма. Особенно устрашающее впечатление производит дьявол, пожирающий грешников, и другие сцены мучений в Аду – например, расправа над развратной женщиной и мужчиной-мужеложцем, которым прижигают огненным пламенем интимные места. И как контраст с темой вечных мучений – умиротворяющие светлые и нежные фрески, на которых изображен Рай.

Одна из многочисленных достопримечательностей флорентийского собора – странные часы, изготовленные в середине XV века мастером Паоло Уччелло, которые известны как «Часы Дуомо».

Они работают по юлианскому времени и их стрелка ходит в обратном направлении, а отметок на циферблате 24.

Фрагменты часов, расписанные великим мастером

Кстати, именно в этом соборе в конце XV века произошло известное историческое событие – покушение на главу Флорентийской республики Лоренцо Медичи и его брата, организованное папой Сикстом IV. Лоренцо тогда лишь чудом избежал расправы, спрятавшись в ризнице, а вот его брат Джулиано Медичи погиб.

По легенде в соборе есть потайной подземный ход, с помощью которого представители династии Медичи могли покинуть Санта-Мария-дель-Фиоре или, наоборот, тайно проникнуть внутрь храма.

Лента

Рекомендуем посмотреть