Герберт фон Караян: имя знаменитого дирижера – давно не имя, а миф, символ профессии - RadioVan.fm

Онлайн

Герберт фон Караян: имя знаменитого дирижера – давно не имя, а миф, символ профессии  

2020-07-15 21:15 , Немного О..., 7291

Герберт фон Караян: имя знаменитого дирижера – давно не имя, а миф, символ профессии
«Те, кто достиг всего, вероятно, ставили свои цели слишком низко». Герберт фон Караян

Герберта фон Караяна по праву внесли в десятку лучших дирижеров всех времен и народов. Настоящий маэстро, кумир публики имел отточенные жесты и покорил мир своим волевым искусством, загадочностью и миллионными тиражами грамзаписей. Маэстро пришел к популярности небезупречным путем, но стал примером того, как многие гении — рабы собственного неуемного уникального дара — ради него готовы на все.

Герберт родился в Зальцбурге в апреле 1908 года в семье врача. Из-за звучания фамилии многие ошибочно полагали и полагают, что по национальности он армянин. На армянских форумах до сих пор идут ожесточенные споры о том, нужно ли причислять Караяна к армянам.

На самом деле Караян имеет греческих предков, которые когда-то жили в Македонии. Приставка фон в инициалах его потомков появилась в XVIII столетии. Дед музыканта был обеспеченным торговцем, его звали Георгий Караяннис, но, когда мужчине присвоили в Саксонии рыцарский титул, фамилию сократили до Караян и прибавили то самое «фон», указывающее на его аристократическое происхождение.

Фамильный герб фон Караянов

Дар фон Караяна заметили уже в детстве, а потому долгих размышлений об учебном заведении ни у него, ни у его родителей не было. В Зальцбурге он поступил в местную консерваторию Моцартеум и уже в 21 год получил хорошее место в немецком театре Ульма, впоследствии (в 27 лет) став самым молодым капельмейстером Германии.

А в 1933 году он добровольно вступил в… нацистскую партию, что сильно ударило по его карьере после войны. Но в этом поступке были и смягчающие обстоятельства: вторая супруга Караяна была на четверть еврейкой, а он женился на ней при нацизме, демонстрируя самостоятельность. (Правда, он развелся в 1958 году, чтобы в 50 лет взять в подруги жизни 19-летнюю Эльетт, модель Christian Dior, от которой у Караяна родились две любимые дочери, Изабель и Анабель.) Те, кто знал маэстро, утверждали, что, исполняя перед концертами нацистский гимн «Хорст Вессель», дирижер хотел подстраховать свою карьеру. Да, его обожали Геринг и Геббельс, но партийный значок неофита валялся вместе с ластиками и точилками. А Гитлер Караяна недолюбливал: ему казалось, что маэстро плохо дирижирует Вагнером — любимым композитором фюрера.

В 1945-м году, незадолго до окончания войны Караян решает бежать из страны, хотя и имел в Германии большое количество поклонников, в том числе среди военных. В то время слава фон Караяна ходила уже далеко за пределами одной страны, и многие театры и оперы мечтали заполучить талантливого музыканта в свои ряды. Он стал худруком Общества друзей музыки, руководил Венской оперой, выступал с Венским филармоническим оркестром и лондонским оркестром «Филармония». Сто двадцать раз сотрудничал с миланским театром Ла Скала — в спектаклях Караяна пела сама Мария Каллас,

Но именно за свои выступления в Берлине дирижер и заслужил прозвище «Волшебник Караян».

«У Караяна была феноменальная способность раскрыть оркестр во всем профессиональном блеске, привести слушателей в состояние восторженного напряжения», писал автор книги о дирижере Пол Робинсон. Сам Караян достигал этого предельной лаконичностью, его обращение к музыкантам стало легендарным: «А теперь возьмите эти четыре ноты и вдохните в них Жизнь».

Публика после его концертов часто не могла заснуть от волнения, восхищалась безбрежной широтой репертуара и его феноменальной музыкальной памятью: Караян часто размахивал палочкой с закрытыми глазами, а ноты на его пюпитре почти никогда не лежали. «Если это и трюк, то он почему-то не удается почти никакому другому дирижеру», писали поклонники. Нравилась его манера держаться за пультом – необыкновенная пластичность рук. Как писала «Нью-Йорк таймс»: «Когда господин фон Караян дирижирует, создается полное впечатление, что в его теле нет костей».

Так или иначе, но со временем прошлое дирижера забылось. Его обожали простые граждане, профессиональные музыканты и политики, которые с восхищением высказывались о любой работе Караяна.

Послевоенные пластинки, в частности «Немецкий реквием» Брамса, сделали Караяна очень популярным. Дирижера «открыл» директор EMI Вальтер Летте. Ему случайно попалась старая запись увертюры «Летучей мыши» Штрауса, которой дирижировал Караян. Она произвела такое впечатление, что директор немедленно подписал контракт с дирижером и выбил для опального — после войны — Караяна официальное разрешение на грамзаписи.

Биограф Караяна писал: «Ему было сорок три года, когда он появился в Байройте. Никогда прежде столь молодому дирижеру не поручали полностью «Кольцо Нибелунгов» и «Мейстерзингеров» в один год и «Тристана и Изольду» — на следующий. Но Караян очень быстро зарекомендовал себя самым интересным интерпретатором Вагнера за послевоенный период. Его «Мейстерзингеры», записанные в Байройте непосредственно со сцены и выпущенные на пластинках, и по сегодняшний день считаются эталоном».

В мемуарах современников звучат слова о чувстве юмора, бескорыстной помощи молодым музыкантам и… мании величия. Вот характерное описание Караяна: «когда он дирижировал …в Метрополитен опера, он поднял дирижерский подиум, чтобы быть на виду у публики. В пренебрежение всеми правилами дорожного движения, его машина должна подаваться прямо к выходу из здания. В постоянной свите состоял боксер-тяжеловес, несколько телохранителей, бесчисленное количество помощников, собственные фотографы. А отношение к музыкантам балансировало между полным участием, – шеф посещал свадьбы и юбилеи подчиненных – и ненависти в периоды яростных припадков».

Караян был удостоен четырех премий Граммофон Awards и трех «Грэмми», ценил технику в музыке и вокруг нее, понимал возможности грамзаписи для коммерции и славы. Маэстро выпускал фильмы-оперы (снимаясь в эпизодах), пропагандировал цифровую запись, а в начале 1980-х выступил консультантом при разработке нового формата – компакт-диска. Это был взаимный интерес: его имя продвигало новые технологии SONY и Philips, а компании, в свою очередь, гарантировали массовые тиражи.

Герберт фон Карая скончался 16 июля 1989 года там же, где и родился — в Австрии, в возрасте 81 года от инфаркта миокарда. Он до последнего дня продолжал дирижировать, выступал с Берлинским филармоническим оркестром.

P. S.

Именем Караяна названы площади в Вене и Зальцбурге. Он по сей день остается самым продаваемым дирижером (более 200 миллионов дисков), чьи альбомы переиздаются и продаются и поныне. Караян – давно не имя, а миф, символ профессии. Никто из знаменитых и талантливых коллег не смогли так крепко удержаться в памяти потомков. Правда, по результатам опроса «Лучший дирижер двадцатого века» среди ста дирижеров в 2010 году, Караян занял лишь четвертое место – после Карлоса Кляйбера, Леонарда Бернстайна и Клаудио Аббадо. Но спросите сегодня даже посетителей консерваторий, кто такой Кляйбер. Много ли людей ответят? А Караяна вспомнят сразу, можно не сомневаться.

В публикации использованы материалы style.rbc.ru, operanews и musicseasons.org.

Лента

Рекомендуем посмотреть