История одного шедевра: ставшую впоследствии культовой картину Энгра «Наполеон на его имперском троне» современники назвали «варварской» - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: ставшую впоследствии культовой картину Энгра «Наполеон на его имперском троне» современники назвали «варварской»

2020-07-15 21:20 , История Одного Шедевра, 6205

История одного шедевра: ставшую впоследствии культовой картину Энгра «Наполеон на его имперском троне» современники назвали «варварской»

Наполеон Бонапарт всегда осознавал выгодную функцию искусства в политической жизни. На протяжении всей своей политической карьеры и вплоть до его полного отстранения от должности в 1815 году, Наполеон использовал искусство (и талант художников), чтобы продемонстрировать свою политическую мощь. Одним из самых известных изображений французского лидера является написанная в 1806 году картина Жана-Огюста-Доминика Энгра «Наполеон на его имперском троне».

Ныне самый культовый портрет императора Наполеона I, картина Энгра первоначально была отвергнута как чрезмерно готическая, архаичная и даже «варварская». В этой работе Энгр изображает Наполеона не только как императора французов, но и как божественного правителя. Богато украшенный, недавно коронованный император представлен среди мешанины римских, византийских и каролингских символов.

Жан Огюст Доминик Энгр. Наполеон на императорском троне, 1806г. 259x162 см

История создания

Многообещающий молодой ученик Жака-Луи Давида, Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867) был одним из нескольких художников, получивших официальное поручение изобразить Наполеона, одетого в одну из множества коронационных мантий.

Жан-Огюст-Доминик Энгр. Автопортрет, 1804г

Точно неизвестно, кто заказал работу. Однако Корпус «Легислатиф» выкупил картину 26 августа 1806 года и предназначил ее для приемной президента Ассамблеи. Вскоре после рубежа XIX века Энгр был одной из восходящих звезд и новых голосов французского неоклассического движения. Этот художественный стиль был частично основан престижным учителем Энгра. Главной целью Энгра в подготовке портретов французского вождя было прославление Наполеона. Поэтому художник использовал мебель, одежду и обстановку, чтобы превратить Наполеона из простого смертного в могущественного бога.

Жан Огюст Доминик Энгр. Наполеон на императорском троне. Фрагмент

Живопись Энгра была вдохновлена искусством исторического изображения силы. Это была стратегия, аналогично используемая самим Наполеоном, который часто использовал символику Римской и Священной Римской империи, чтобы усилить свое правление.

Все на картине иконографически выражает легитимность этого нового типа правителя - Императора. Наполеон восседает на внушительном, округлом и позолоченном троне, подобно тому, на котором сидит Бог во фламандском шедевре Яна ван Эйка «Алтарь Гента» (1430–32).

Гентский алтарь Ван Эйка и Наполеон Энгра

Кстати, во время наполеоновских войн центральные панели алтаря Гента с изображением Бога на троне находились в Музее Наполеона (ныне Лувр) - именно в тот момент, когда Энгр писал портрет Наполеона. Подлокотники на портрете Энгра сделаны из пилястр, увенчанных резными имперскими орлами и полированными сферами из слоновой кости. Крылатый имперский орел появляется и на ковре на переднем плане. С левой стороны коврика можно увидеть два картуша. Самыми высокими являются весы правосудия (некоторые интерпретируют это как символ знака Зодиака Весов), а второй - изображение Мадонны Рафаэля (Энгр очень восхищался им).

Фрагменты ковра и подлокотника

Не только трон говорит о божественности руководителя. На его голове золотой лавровый венок, знак господства (и в более широком смысле, победы). Наполеон на картине пристально и твердо смотрит на зрителя. Кроме того, Наполеон ослеплен роскошью собственной одежды и атрибутов своей власти. Он несет в себе буйство регалий далекого каролингского прошлого: в левой руке Наполеона - жезл, увенчанный рукой правосудия, а правой рукой он захватывает скипетр Карла Великого. Этот скипетр позиционирует Наполеона как преемника французской королевской семьи. Экстравагантная медаль от Легиона d'honneur свисает с плеч Императора на цепочке, инкрустированной золотом и драгоценными камнями. Медаль Почетного легиона покоится на роскошном горничном воротнике покровителя. Огромный трон и одеяния горностая украшены пчелами (символ империи).

Фрагменты жезла

Оценка общества

Удивительно, но картина не встретила одобрения публики, когда была представлена на Салоне в 1806 году. Что еще более важно, она не понравилась Жан-Франсуа Леонору Мериме, человеку, задачей которого было определить, подходит ли законченная работа для Императора. Даже его собственным учителем, Жаком-Луи Дэвидом, полотно было отклонено как «неразборчивое». Когда неоклассический стиль начал ослабевать, а общество предпочитало более естественное и современное представление власти, сложный сборник исторических мотивов Энгра казался ретроградным и устаревшим. Восхищаясь техническим мастерством художника, Мериме чувствовал, что эти ссылки на искусство прошлого зашли слишком далеко, назвав произведение «готическим и варварским». Мериме считал, что портрет не будет принят дворцом. Кроме того, лицо Императора было недостаточно похоже на него. Поэтому картина так и не отправилась императору. В 1832 году король Луи-Филипп передал полотно отелю «Дом Инвалидов (Hôtel National des Invalides)», где оно находится по сей день.

Но несмотря противоречивую оценку общества, Энгр открыл новый поворот в неоклассическом стиле и продемонстрировал свой интерес к искусствоведческим ссылкам и стилистическим экспериментам. Наполеона Энгра можно прочитать как фигуру с квазибожественной силой. Художник буквально исключает Наполеона Бонапарта из рядов смертных на земле и превращает его в греческого или римского бога Олимпа.

Зевс Фидия / Юпитер и Фетида Энгра

Действительно, он сидит в положении, аналогичном положению греческого бога Зевса, в известной скульптуре Фидия (давно уничтоженный, но сохранившийся в римских копиях). Наполеона также можно сравнить с картиной самого Энгра 1811 года - «Юпитер и Фетида». Колоссальный размер полотна и неоклассическая точность красноречиво демонстрируют политическую власть и военную мощь Наполеона. Общий посыл этой картины - не просто коронация Наполеона, а его божественный апофеоз.

По материалам kulturologia.

Лента

Рекомендуем посмотреть