Грамматики средневековой Армении. Минутка Истории - RadioVan.fm

Онлайн

Грамматики средневековой Армении. Минутка Истории

2020-08-18 20:44 , Минутка истории, 251

Грамматики средневековой Армении. Минутка Истории

Акоп Крымеци

Акоп Крымеци родился в Крыму, в городе Сурхат (Старый Крым), в 60-х годах XIV века.

Начальное образование получил в местной крымской школе, потом переехал в Армению, в Ерзнку.

В 1386—89 годах учился под руководством Геворга Ерзнкаци, сначала в школе Авагванка, потом в монастыре Капос.

После окончания учёбы стал преподавать там же. В 1389 году для учащихся Капоса переписывает учебные пособия, оставив на полях рукописи объяснительные записки. По просьбе Геворга Ерзнкаци готовит учебник на основе его лекций, и одно календарное пособие, впервые после Ованеса Саркавага возвращаясь к вопросам, посвящённым армянскому церковному календарю.

Считал календароведение "не только философией или просто богословием, а гармоничным сочетанием этих двух наук". В 1410 году, по приглашению Григора Хлатеци, переезжает в монастырь Мецоп, к северу от озера Ван.

В 1415 году, по поручительству Товмы Мецопеци, составил краткую редакцию двухтомной «Книги проповедей» Григора Татеваци. В 1416 году написал своё самое известное сочинение — «Истолкование календаря», ставший самым обширным и всеобъемлющим календарным трудом в армянской литературе.

В труде Акоп обстоятельно описывает движения Солнца, Луны, звёзд и даёт правильные научные объяснения их, причём в вычислениях лунных циклов Крымеци сильно отличается от предшествующих армянских толкователей календаря.

В начале сочинения Акоп обосновывает необходимость знаний четырёх точных наук для изучения календарных систем. Помимо важнейших космографических данных, «Толкование календаря» содержит сведения о состоянии науки в средневековой Армении, об армянских народных инструментах и музыке, в ней, в частности, подробно описывается игра на многострунных музыкальных инструментах кнар (10 струн), сантур (40 струн), канон (70 струн) и арканон (100 струн).

«Истолкование календаря», как и другой труд Крымеци — «О природе», долгое время использовались как учебные пособия в армянских школах[. Преподавал также искусство письма, занимался грамматикой. В своих трудах касался и вопросов естествознания, считал природу сочетанием четырёх основных элементов —

невоодушевлённых предметов, которые только существуют,

растений, которые не только существуют, но и живут,

животных, которые существуют, живут и чувствуют,

людей, которые ко всему прочему ещё и думают.

Умер в 1426 году в монастыре Ципна. Многие сочинения Крымеци дошли до нас в авторской рукпоиси и хранятся в Ереване и Санкт-Петербурге.

Аракел Сюнеци

Аракел Сюнеци получил образование в Татевском монастыре, у Овнана Воротнеци и своего дяди Григора Татеваци. Удостоился степени вардапета. В дальнейшем развернул широкую научно-педагогическую деятельность в Татеве. С 1407 года — епископ Сюника.

В своих философских трудах поддерживает космологическое доказательство существования Бога, придерживается сенсуалистических и номиналистических идей. Писал множество панегирик посвященных святым Армянской церкви. Был знатоком акростиха. Занимался также музыкой, некоторые из его церковных песен дошли до наших дней. В своих работах теории музыки касался также армянской народной музыки и народным инструментам.

Имеет работы по языкознанию в частности «Краткий анализ по грамматике». Считал изучение языков, особенно родного языка, — «ключом в мир мудрости». Критикуя Есаи Нчеци, Сюнеци считает объектом грамматики ни письмо или звук, а опыт накопленный писателем и подвергаемый обработке разума. Аракел Сюнеци в истории армянской лингвистической мысли делает значительный шаг изучая физиологические основы речеобразования.

Он четко вырисовывает один из принципов физиологической классификации звуков, а именно деление по месту произношения. Сюнеци обращает внимание на функционирование и строение органов речи. Рассматривая слоги как отдельно так и в связной речи, Аракел впервые дает их подробную классификацию. В своем труде он различает три вида речи — внутренний, устный и письменный. Более подробно анализировал имя, глагол и местоимение, делая много ценных и тонких замечаний.

Венцом литературного творчества Сюнеци стала поэма «Адамова книга» (1403 г.) — об утерянном рае, утерянном счастье человека. Произведение ставит под сомнение религиозные догмы.

Книга состоит из трех поэм. Считается одной из лучших произведений средневековой армянской литературы. Некоторые стихи из «Адамовой книги» были положены на музыку. Опубликована в 1721 году в Константинополе. Существует и английский перевод.

Сюнеци умер примерно в 1425 году, похоронен в монастыре Шатинванк в Ехегнадзоре.

Аристакес Грич

О жизни Аристакеса известно очень мало. Обучение он прошёл в Киликии, в монастыре Скевра, где и продолжил научную деятельность. Изучал лингвистику и грамматику. В конце XII века написал первый[ армянский орфографический словарь «Открытое изучение различных слов» (арм. «Վերլուծութիւնք բացերևապէս բազմազան բայից»), иногда именуемый также «Искусство письма» (арм. «Արհեստ գրչութեան»).

Труд Аристакеса был новшеством своего времени и полностью удовлетворяет современным стандартам. Труд был предназначен для введения однородности правописания в разных школах. Помимо изучения правильного написания слов, Аристакес касается вопросов пунктуации, склонения, переноса слов на новую строку, приводит фонетическую транскрипцию труднопроизносимых слов, составляет список слов с двойным написанием, и. т. д.

Словарь впоследствии был усовершенствован и дополнен Геворгом Скевраци, к его помощи обращался и Ованес Ерзнкаци Плуз.

Геворг Скевраци

Геворг Скевраци родился около 1246 года в Ламброне, Киликийского армянского царства.

Был одним из образованных вардапетов средневековой Армении. Начальное образование получил у своего дяди Григора Скевраци, в 1256—1257 годах обучался у монаха Мхитара из монастыря Скевра. Приобрел богословское и философское образование в школе крупного учёного времени Вардана Аревелци.

В монастырях Киликийской Армении занимался переписыванием летописей, читал проповеди, вёл преподавание. Большую часть своей жизни провёл в монастыре Скевра, где до самой смерти в 1301 году являлся настоятелем.

В числе других священнослужителей принимал непосредственное и активное участие в борьбе против унии армянской и римских церквей.

Геворг Скевраци автор 3 грамматических сочинений: «Наставление о свойствах слогов», «Наставление о просодии» и «Наставление об искусстве писания», которые являются важным вкладом в историю развития армянской письменности.

В них Скевраци разработал и классифицировал правила законов силлабации, пунктуации, орфографии и артикуляции армянского языка, занимался проблемами орфоэпии, разработал правила переноса.

Наиболее важными как для теории так и практики стали его правила слогоделения и переноса. Рекомендуемые им правила, с небольшими изменениями, используются и в современном армянском языке, а труды в своё время служили учебниками писцов и переписчиков рукописей.

Оставил разнообразное творческое наследие, имел большую роль в развитии армянской богословской литературы. Скевраци принадлежат наставления, поэтические, музыкальные и другие сочинения. Автор множества экзегетических произведений, среди которых толкование на «Деяния апостолов», который был написан до 1289 года по заказу Ованнеса Царебрата, брата киликийского царя Хетума I. Позже по приказу царя Хетума II в 1290—1291 годах написал толкование на книгу пророка Исаии.

Огромное значение для изучения истории и комментирования библейских текстов имеют «предисловия» и «оглавления» составленные Геворгом Скевраци к книгам Ветхого и Нового заветов.

Геворг Скевраци является также редактором сборников «Тонапатчар» (аналог синаксаря) и гимнов «Шаракноца», известного как «Хлкеци». Занимался систематизацией обрядов и празднеств армянской церкви и армянского свода церковных канонов.

Им были составлены многочисленные молитвенные песни-проповеди и дифирамбы. В 1283 году по просьбе Ованнеса Царебрата сочинил «Оду евангелисту Иоанну».

Есть предположения, что был также придворным художником, известен как один из мастеров художественного оформления книги.

Григор Магистрос

Его взгляды являются синтезом эллинистической и христианской философии, изложены в основном в «Письмах».

В них Магистрос отстаивал самостоятельность философии по отношению к религии, рассматривал процесс познания как восхождение от простого к сложному, от чувств и умопостигаемых объектов к сфере всеобщих категорий. «Письма» содержат также ценные данные о политической и культурной истории Армении XI столетия.

Известна его поэма «Тысяча строк к Мануче» — стихотворное изложение Священного писания. Первым ввёл новый для армянской литературы жанр — эпистолярный. Его письма написаны в художественно-публицистическом стиле, с использованием мифов и басен.

Григор Магистрос преподавал в Санаине различные науки — математику и философию, грамматику и риторику.

Прославился он и как переводчик. Особенно известны его переводы и комментарии к произведениям древнегреческого философа Платона. Он перевел с греческого на армянский «Начала» Евклида. До нас дошло начало этого перевода.

Материал подготовила: Марина Галоян

Лента

Рекомендуем посмотреть