История любви, породившая шедевры: Пабло Пикассо и Дора Маар – испытание на прочность (часть 2) - RadioVan.fm

Онлайн

История любви, породившая шедевры: Пабло Пикассо и Дора Маар – испытание на прочность (часть 2)

2020-08-26 21:58 , История любви, породившая шедевры, 516

История любви, породившая шедевры: Пабло Пикассо и Дора Маар – испытание на прочность (часть 2)

Продолжение

Можно сказать, что после встречи с Пикассо карьера Маар закончилась. Конечно, она по-прежнему фотографировала, под влиянием Пикассо опять вернулась к живописи. Но в лучах всемирной славы маэстро ее усилия казались мелкими и незначительными.

Пабло Пикассо. Дора Маар с кошкой, 1941г

Пикассо подавлял своих женщин, подчинял их своей воле — и делал это на удивление легко. Взамен он одаривал их такой энергией, таким водопадом искрящейся жизни, что очередная Муза не могла отказаться от этого источника радости. Дора Маар была очарована — как до нее Мария-Тереза Вальтер, а до той — Ольга Хохлова

Пикассо и Дора Маар. Антиб, 1937г

Лето пара проводила в маленьком городке Мужен, неподалеку от Канн, в компании Ман Рэя, Роланда Пенроуза с женой, Ли Миллер, Андре Бретона и его жены Жаклин Ламба. Особенно близко Пикассо и Дора дружили с поэтом Полем Элюаром и его женой Нюш. Солнце, море, бесконечные пляжи…

Пикассо и Дора погружались в любовь и мифы Древней Греции, представляя друг друга то Минотавром, то Нептуном, то Сфинксом.

Пабло Пикассо. Дора и Минотавр, 1936г

Зимой, заглядывая к Доре, Пикассо развлекался, дорисовывая случайные пятна краски на стенах и превращая их в насекомых. Опустошенный гражданской войной в Испании, художник все больше втягивался в политику — и Дора, открыто симпатизировавшая коммунистам, его поддерживала. В 1937 году, после нацистской выставки «Дегенеративного искусства», стало понятно, что большая война — дело времени. Беззаботные дни оставались позади. Пикассо начал серию гравюр «Мечты и ложь Франко», после бомбежки мирного баскского города Герника он добавил еще четыре листа и стихотворение, в котором оплакивал трагические события в Испании.

Пабло Пикассо. Мечта и ложь Франко II, 1937г

Дора нашла для Пикассо новую студию на улице Гранд Августин, 7. Как рассказывали, именно этот чердак был описан Оноре де Бальзаком в рассказе «Неведомый шедевр». Именно здесь Пикассо рисовал свое монументальное полотно «Герника», украсившее испанский павильон Всемирной выставки в Париже. И именно в этюдах к «Гернике» впервые появились головы плачущих женщин. Огромный холст 3,5 на 7,8 метра с трудом умещался в студии, его пришлось наклонить, свет был тусклым — но ничто не могло помешать Пикассо. Он работал как одержимый, выплескивая на полотно поток идей, эмоций, гнева и боли. Все 24 дня рядом с ним была Дора, которая фотографировала каждый этап создания картины. Возможно, лампа в центре картины появилась там под впечатлением Пикассо от фотоламп Доры, с которыми она работала

Дора Маар. Создание Пикассо картины «Герника». Май-июнь 1937 года

После начала оккупации Франции немцами в 1940 году Пикассо надо было принять трудное решение — уехать или остаться. Его приглашали в США, в Мексику, но он все-таки выбрал Париж. Конечно же, Дора была рядом со своим божеством — несмотря на ее, предположительно, еврейское происхождение и левые политические взгляды, репутация Пикассо защищала обоих. Постоянно поступали известия о брошенных в концлагерь друзьях или расстрелах за участие в Сопротивлении. Париж погрузился в атмосферу страха, холода и голода. Как гласит легенда, во время обыска у Пикассо германский офицер увидел открытку с «Герникой» и спросил: «Это сделали вы?». «Нет, — ответил Пикассо, — это сделали вы».

Пабло Пикассо. Герника, 1937г

Вскоре после окончания «Герники» Пикассо вернулся к теме «плачущей женщины», которая глубоко его зацепила. Можно с уверенностью заявить, что галерея «плачущих женщин» — не только портреты Доры Маар, но и внутренние эмоциональные переживания самого Пикассо, вызванные войной, выплеснутые им на холст через отражение в любимой женщине. Страдание и отчаяние — не только и не столько сама Маар. А любимый символ сюрреалистов — глаз — у Пикассо, скорее, символ непроизвольной боли и ужаса.

Пабло Пикассо. Плачущая женщина, 1937г

Пабло Пикассо. Плачущая женщина с платком, 1937г

Пабло Пикассо. Плачущая женщина 2, 1937г

Пабло Пикассо. Плачущая женщина с платком 2, 1937г

Пабло Пикассо. Плачущая женщина с платком. Дора Маар, 1937г

Пикассо помогал движению Сопротивления, хотя ему запретили выставляться, и продаж практически не было. Он писал стихи, создавал портреты и бюсты Доры, и даже сочинил сюрреалистическую пьесу «Желание, пойманное за хвост». Напряженные годы войны не могли не сказаться на отношениях Доры и Пикассо. В 1943 году Пикассо познакомился с Франсуазой Жило — начинающей художницей, младше его на 40 лет, и начал оказывать ей недвусмысленные знаки внимания. Дора отчаянно ревновала, это сводило ее с ума, но Пикассо умел убеждать — после очередного скандала наступало затишье. Однажды Дора в сердцах сказала Пикассо: «Как художник, вы можете быть необыкновенным, но с моральной точки зрения вы ничего не стоите». Около двух лет Пабло испытывал Дору на прочность — он переселил ее в квартиру неподалеку. Несчастная целыми днями ждала телефонного звонка — иногда Пикассо приглашал ее в студию, чтобы написать очередную картину.

Дора Маар. Натюрморт, 1941г

В 1945 году, после тяжелейшего душевного кризиса, Маар попала в психиатрическую клинику Жака Лакана, известного психоаналитика-фрейдиста. Лакан, вхожий в художественные круги, был еще и коллекционером, а также лечил многих из своих друзей-художников — известно, что Пикассо также был его пациентом. Так что Дора попала в хорошие руки. Выйдя из клиники, Дора и Пикассо изредка виделись на протяжении года, после чего художник прервал их общение.

Дора Маар в своей студии на Рю де Савойя. Фото Брассая [Халаш Дьюла (1899−1984). Фото: Национальный музей Пикассо

Он оставил бывшей Музе дом в прованском городке Менерб (много лет спустя прославленном в книге Питера Мейла «Один год в Провансе»), несколько картин и глубокие душевные раны. В конце концов, Дора все-таки вернулась в прежний круг, где общалась со своими старинными друзьями и заказчиками, в том числе меценаткой Мари Лор де Ноай и писательницей-сюрреалисткой Лиз Дехарм. Она нашла утешение в католической вере, писала стихи. В 1950—х годах у нее появился сердечный друг, писатель Джеймс Лорд, но никто не мог заменить Пикассо. «Все, что у меня было, осталось от него. Все, чем я владела, — наполнено им. Я не могла вспомнить ни одного мгновения, ни одного места, в котором не был бы Пикассо. Все говорило мне о нем».

Дора Маар в своем доме в Менербе, 1970г

К концу жизненного пути Дора Маар вернулась к фотографии, писала картины и даже выставлялась в Париже и Валенсии всего за два года до кончины. Она умерла в Париже 16 июля 1997 года: музе Пикассо было 89 лет.

После кончины Доры Маар ее родственники по отцовской линии пытались претендовать на наследство, однако, по их словам, французское Генеральное Управление наследием (La Direction General des Patrimoines) взяло на себя управление имуществом покойной. Наследники все же нашлись, им предложили 7 миллионов евро отступных, оговорив требование в дальнейшем не претендовать на имущество Маар. Платить было за что. Дора бережно сохранила все, что было связано с ее ненаглядным Пикассо — любые мелочи, записочки, салфеточки, его керамику, мелкие сувениры и картины, свои негативы и старый фотоаппарат, с которым она покоряла Париж.

Заглавная иллюстрация: Дора Маар. Портрет Пабло Пикассо. 1936г / Пабло Пикассо. Плачущая женщина 2, 1937г

По материалам arthive.

Лента

Рекомендуем посмотреть