История одного шедевра: «Песни без слов» - вершина всей фортепианной музыки Феликса Мендельсона - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Песни без слов» - вершина всей фортепианной музыки Феликса Мендельсона  

2020-08-26 22:07 , История Одного Шедевра, 236

История одного шедевра: «Песни без слов» - вершина всей фортепианной музыки Феликса Мендельсона

«Песни без слов» можно смело назвать вершиной всей фортепианной музыки композитора Феликса Мендельсона-Бартольди. Каждая из пьес, входящих в сборники, раскрывает свой особенный образ, наполненный истинной лиричностью. Название, данное Мендельсоном, полностью оправдывает себя, ведь миниатюры уместнее было бы сравнить с романсами, со всей характерной эмоциональностью и песенностью, только написанными в инструментальном переложении.

Буквально каждая миниатюра из «Песен без слов» — это собрание изящного лиризма композитора, со всей присущей гаммой оттенков и нюансов. В центре каждой из пьес находится какой-либо музыкальный образ, основное содержание которого в мелодии, преимущественно это верхний голос. Остальные же голоса представляют собой фон, аккомпанемент, который лишь оттеняет главную мелодию, делая ее еще более выразительной.

История создания

Значение «Песен без слов» в творчестве композитора можно смело сопоставить со значением романса в наследии Шуберта. В этих миниатюрах очень ярко проявилась камерная интимность фортепианного стиля маэстро. Самостоятельно создав этот жанр, он неоднократно обращался к нему на протяжении всей своей жизни. Таким образом, им было создано восемь тетрадей пьес. Самую первую из них композитор начал писать еще в 20 лет, в начале своего творческого пути, вдохновившись поездкой по Италии и Швейцарии. Последнюю же он завершил всего за два года до своей смерти. Таким образом две последние тетради (op.85 и op.102) были опубликованы уже после смерти Мендельсона.

Феликс Меньдельсон-Бартольди

Любопытно, что их происхождение во многом объяснялось современным искусством, одновременно противореча ему. Известно, что в эпоху романтизма инструментальное исполнительство расширило свои границы. Оно стало более доступным для аудитории. Теперь зрителю становится интересен не только театр, но и концертная эстрада. Для того чтобы достигнуть известности на этом поприще, любому исполнителю необходим блеск и виртуозность, чтобы привлечь внимание.

В связи с этим широчайшее развитие получает развитая исполнительская техника. Правда, недостатки у нее тоже имеются, за всем этим блеском и виртуозностью утрачивается порой смысл и глубина содержания. Внешне эффектные произведения порой оказываются лишены содержания.

Своими миниатюрами Мендельсон смог доказать обратное, противореча особенностям концертной эстрады. Он намеренно уходит от бессмысленной «модной» виртуозности в своих пьесах.

Пристальное внимание к лирической миниатюре являлось еще одной стороной музыкальной жизни того времени, когда весьма популярно было домашнее музицирование. Другие композиторы также сочиняли похожие произведения. Например, в творчестве Джона Фильда встречается этот жанр.

Отсюда и «вокализация» фортепианной музыки, когда композиторы пытались в своих сочинениях провести параллели с вокальной музыкой, добиваясь, чтобы инструмент «пел» и приближая их к камерному романсу. От этого жанра заимствовалась экспрессивность голоса, со всеми его тончайшими оттенками и тембровым богатством. Кроме того, перенималась и способность отзываться на любое движение жизни. Все эти черты удалось Мендельсону воплотить в своих миниатюрах.

Интересные факты

◆ «Песни без слов» — это сборник фортепианных миниатюр по типу экспромта или музыкального момента. Единая программа, объединяющая все пьесы, отсутствует.

◆ Несмотря на отсутствие единой сюжетной линии, в сборниках все же существует несколько определенных групп, которые связывают пьесы.

◆ Всего Мендельсоном было написано сорок восемь пьес, которые вошли в восемь сборников (в каждом по шесть).

◆ Существует версия, что толчком к сочинению миниатюр послужило творчество других композиторов, а именно Фильда и Тальберга, которые также работали в этом жанре.

◆ Подобные фортепианные миниатюры в дальнейшем появлялись в творчестве композиторов разных стран: Эдварда Грига, Антона Рубинштейша, Габриэля Форэ и многих других.

◆ Миниатюры неслучайно оказались близки к романсу, ведь сам композитор сочинял достаточно много произведений для голоса. Им было написано больше 80 романсов на стихи известных поэтов Гейне, Эйхендорфа, Лерау, а также вокальных ансамблей. Таким образом, композитору удалось перенести в свою фортепианную музыку всю эмоциональность, свойственную романсам и песням.

◆ Существенная отличительная особенность музыки композитора заключалась в ее доступности. Это позволяло занимать ему особое положение среди современников. В его произведениях отразились образы национального фольклора, а также современной немецкой литературы.

◆ Исследователи творчества композитора считают, что на «Песнях без слов» отразилось очень популярное в то время движение «лидертафеля».

◆ В основном все «Песни без слов» носят характер камерного романса с инструментальным сопровождением (фортепиано и реже гитара).

P. S.

«Песни без слов» уникальны, ведь они существенно отличались от современных фортепианных произведений, выделяющимися концертной виртуозностью. Несмотря на свою внешнюю простоту и скромность, каждая из этих пьес обладает своеобразными средствами музыкальной выразительности. Эти миниатюры внесли весомый вклад в развитие фортепианной музыки и пианизма, прочно войдя в историю мировой музыки, как одни из самых ярких образцов лирического искусства своего столетия.

Лента

Рекомендуем посмотреть