История любви, породившая шедевры: Клод Моне и Камилла Донсье – любимая натурщица, не ставшая любимой женой (часть 1) - RadioVan.fm

Онлайн

История любви, породившая шедевры: Клод Моне и Камилла Донсье – любимая натурщица, не ставшая любимой женой (часть 1)

2020-09-04 21:43 , История любви, породившая шедевры, 404

История любви, породившая шедевры: Клод Моне и Камилла Донсье – любимая натурщица, не ставшая любимой женой (часть 1)

Клод Моне не слишком распространялся о своих любовных похождениях. Собственно, и романов в его жизни было не так уж много. Все свои силы и душевные порывы он отдавал работе и более поклонялся пейзажу и любимой реке Сене, нежели женским прелестям. Спутницы его жизни были вынуждены делить с ним все — и взлеты, и падения, терпеть бедность и голод, выносить его вспышки ярости, когда задуманное не удавалось. Однако Моне умел быть щедрым и расточительным, иногда на грани разумного, и тогда все в его окружении погружались в атмосферу счастья и благоденствия.

Зимой 1866 года, когда до очередного парижского Салона оставались считанные недели, Клод Моне, подгоняемый своим другом Гюставом Курбе, размышлял, что бы ему представить на выставку. Новых работ не было, и он принимает решение: в сжатые сроки написать большое полотно, женскую фигуру в натуральную величину. Для этой картины, получившей название «Дама в зеленом», ему позировала молодая натурщица Камилла Донсье — жгучая брюнетка с черными глазами и молочно-белой кожей. На работу с огромным полотном размером 2,3×1,5 метра Моне понадобилось всего четыре дня. Художник ужасно устал, натурщица вымоталась, но все усилия были не напрасны: «Дама в зеленом» принесла Моне огромный успех!

Клод Моне. Камилла или портрет дамы в зелёном платье, 1866г

Тем не менее, картины по-прежнему практически не продавались — время импрессионизма еще не настало. Осаждаемый кредиторами, Моне спешно уехал из Парижа в Севр. И здесь, в тенистом саду, который раскинулся вокруг его маленького домика, у него родилась еще одна «глобальная» идея — написать большую картину с четырьмя женщинами. Ему опять позировала красавица Камилла. В то время Моне работал только на пленэре, и ему надо было решить задачу — как разместить посреди огорода огромное полотно? Находчивость ему никогда не изменяла: он выкопал траншею, в которую при помощи блоков опускал нижнюю часть картины (2,55×2,05 м) по мере ее написания. Увы, «Женщин в саду» на Салон 1867 года не приняли. К счастью, картину приобрел давний друг Моне, Фредерик Базиль — правда, в рассрочку. Но и эта покупка, с ежемесячными выплатами в 50 франков, стала для Моне большим подспорьем: Камилла ждала ребенка.

Клод Моне. Женщины в саду, 1866г

Где и как Моне познакомился с Камиллой, он так никогда никому и не рассказал — даже друзьям. Встреча в кафе «Гербуа», где обедал Моне и друзья? Возможно…

Камилла Леония Донсье родилась 15 января 1847 года в Лионе, а вскоре скромный служащий Шарль Клод Донсье перевез семью в Батиньоль. Когда Моне встретил Камиллу, ей исполнилось 19 лет. Самому художнику было 26.

Пьер Огюст Ренуар. Клод Моне за чтением, 1872г

Нельзя сказать, чтобы Моне так уж радовался предстоящему пополнению семейства — которого, к слову, на тот момент еще не было. Родственники были против этого брака, да и сам художник сомневался — а нужно ли ему обременять себя семьей? Он уехал накануне родов к своим родственникам — те не знали о развитии ситуации у Клода с Камиллой. Так или иначе, 8 августа 1867 года Камилла родила сына, которого назвали Жан Арман Клод. Мальчика записали как «законного сына Клода Оскара Моне и Камиллы Леонии Донсье, его супруги». Конечно, это был подлог, но, с другой стороны — также и признание художником ребенка и его матери. Прошло лишь четыре дня после рождения сына, а Моне уже уехал на пленэры: в его карманах гулял ветер, и надо было работать, чтобы прокормить семью.

Клод Моне. Камилла Моне с ребенком, 1875г

Признание все никак не приходило. Моне работал много и настойчиво, но картины почти не продавались. Родственники окончательно отказались помогать художнику, семья ютилась в маленькой комнатушке, и иногда им действительно нечего было есть. Жюри Салона продолжало отвергать картины импрессионистов, опять накопились долги, и Моне увез жену и сына в Глотон. Здесь его отчаяние дошло до предела, в письме к Базилю он писал: «Вчера я был в таком смятении, что чуть было не свалял дурака и не бросился в реку…» Однако вряд ли Моне смог бы утопиться: выросший в Гавре, он плавал как рыба.

Эдуар Мане. Моне и госпожа Моне в лодке, 1874г

Впрочем, продалось несколько картин, но достатком и не пахло: Моне быстро спускал деньги, живя на широкую ногу. В 1869 году семейство поселилось в городке Буживаль. Большую помощь им оказал Ренуар, который периодически привозил что-нибудь из еды. Жилось голодно, но местные пейзажи были исключительно хороши, и Моне с головой погрузился в изучение причудливой игры света на водной глади. В промежутках он бомбардировал письмами Базиля с требованием выслать очередные 50 франков (общая сумма за «Женщин в саду» составляла 2500 франков): «Как бы там ни было, конца моим несчастьям, судя по всему, не ожидается. Близится зима, а это не самое лучшее время для обездоленных…».

Продолжение следует…

По материалам arthive.

Лента

Рекомендуем посмотреть