История одного шедевра: «Бичевания Христа» Пьеро делла Франческа - одна из самых загадочных картин в истории живописи - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Бичевания Христа» Пьеро делла Франческа - одна из самых загадочных картин в истории живописи

2020-09-05 22:37 , История Одного Шедевра, 3394

История одного шедевра: «Бичевания Христа» Пьеро делла Франческа - одна из самых загадочных картин в истории живописи

Фантастическое видение и математический расчет «Бичевания Христа» Пьеро делла Франческа сделали эту картину одной из самых загадочных в истории живописи. Композиция смущает соединением двух на первых взгляд несовместимых эпизодов - Нового и Ветхого заветов. В чем тайна диссонанса знаменитого полотна?

Италия, середина XV века — времена, именуемые ныне Ранним Возрождением. Изобразительное искусство только-только начинает отходить от канонов Средневековья: художники пробуют соединить привычные им приемы с элементами из античной классики, получая в итоге нечто совершенно новое. Они изучают математику, анатомию и принципы перспективы, что позволяет им создавать максимально реалистичные изображения. В числе новаторов — Пьеро делла Франческа, живописец, которого никогда не оставляла тяга к знаниям, автор известной картины «Бичевание Христа».

О художнике

Биографические данные о живописце довольно немногочисленны. Нет точных фактов о его жизни в период 1439-1444 гг., поэтому нельзя отследить начало творческого пути художника. Уроженец небольшого городка, он, вероятно, обучался во Флоренции у Доменико Венециано (был упомянут в письменных источниках в качестве помощника). Под его надзором Пьеро делла Франческа трудился, украшая флорентийскую церковь Санта-Мария-Нуова — таким образом ему удалось отточить понимание перспективы, ознакомиться тонкостями изображения света.

Карьера художника, скорее всего, началась в первые годы 40-х, хоть первая заказная работа приходится на 1445 г. Финальные произведения датированы 1470-ми, вскоре после этого живописец потерял зрение. Период его работы — примерно 3 десятилетия, но перечень произведений, созданных в течение этого времени и дошедших до нас, не слишком велик: это 2 масштабных алтаря, небольшой цикл фресок (церковь Сан Франческо в Ареццо), приблизительно 10 алтарей поменьше, 2 портретных работы.

Пьеро делла Франческа. Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца, 1465—72гг

Однако список, приведенный Джорджо Вазари в его «Жизнеописаниях» приблизительно в два раза длиннее. К сожалению, большая часть наследия мастера не сохранилась до нашего времени. Можно предположить, что над своими картинами великий Пьеро делла Франческа работал не спеша, в чем кроется одна из тайн безупречности, совершенной гармоничности форм, ритма, оттенков, общей завершенности, понятности идеи, что неизменно характеризует его произведения.

Картины великого художника на данный момент хранятся в Национальной Галерее в Лондоне, небольших музеях во Флоренции, в Пинакотеке (Италия), а также в частных коллекциях.

«Бичевание Христа»

Это полотно привлекает к себе внимание, в первую очередь, своей необычной композицией, близкой к диптиху. Визуально картина Пьеро делла Франческа «Бичевание Христа» состоит из двух частей, которые на первый взгляд ничем не связаны между собой: сцена бичевания изображена в левой части холста, справа же зритель видит группу из трех мужчин, спокойно беседующих между собой. Такое сочетание жестокости и обыденности придает сюжету драматичности и заставляет по-новому взглянуть на происходящее.

Пьеро делла Франческа. Бичевание Христа, 1444г

Чтобы зрительно отделить одну часть от другой, художник использует прием линейной перспективы, помещая Христа и его палачей в глубину портика. Ритмичное чередование вертикальных и горизонтальных линий, образующих пол, потолок и колонны, создает вокруг этой группы своеобразную рамку, за пределами которой располагается троица, явно не обращающая внимания на происходящее за их спинами. Из всех фигур, изображенных на полотне, только одна находится в движении — это палач, взмахнувший бичом.

Как и многие другие произведения, чей возраст исчисляется несколькими столетиями, картина Пьеро делла Франческа «Бичевание Христа» таит множество загадок, над которыми до сих пор бьются искусствоведы всего мира. Почему художник выбрал такое композиционное построение? Кто те трое, стоящие справа на переднем плане? Является ли персонаж, сидящий на троне и наблюдающий за бичеванием, изображением Понтия Пилата или это другой человек? На сегодняшний день есть несколько вариантов ответов на эти вопросы.

Традиционное описание полотна Пьеро делла Франческа «Бичевание Христа» гласит: трое мужчин в правой части — это герцог да Монтефельтро, рядом с которым стоят два его советника. Из-за непродуманных действий советников горожане были недовольны правлением герцога, что привело к появлению заговора против него и последующему убийству. По мнению искусствоведов, сам герцог представлен в роли безвинной жертвы, о чем говорит не только его «соседство» со сценой одной из Страстей Христовых, но и внешний вид: босые ноги, простое одеяние, венок на голове.

Другая версия утверждает, что два спутника герцога — это не советники, а его убийцы. Что касается фигуры на троне, которую часто идентифицируют как Понтия Пилата, приговорившего Христа к наказанию, то здесь мнения также разделяются. В виде сидящего человека художник мог изобразить как прокуратора Иудеи, так и Иоанна VIII Палеолога (императора Византии).

Ряд историков искусства выдвинули довольно любопытную теорию о том, что шедевр делла Франческа является аллегорией страданий Константинополя в 1453 году. Это было захват столицы Византийской империи турками-османами под предводительством султана Мехмеда II.

С этой точки зрения, двое мужчин, наблюдающих за бичеванием, - Мурад II (исламский султан, который вел многолетнюю войну против Христианство) и византийский император Иоанн VIII (против которого велась эта война). Таким образом, три загадочных мужчины на переднем плане могут представлять дворян, которые были безучастны и позволили уничтожить христианский народ.

Мурад II и Иоанн VIII

Виртуозное использование перспективы (в которой колонна - конструктивная ось композиции), преобладание изящной классической архитектуры, тщательное проработка деталей придают «Бичеванию Христа» статус манифеста. Особенно значимо в композиции использование линий (горизонтальных и вертикальных), мощные диагонали пола и потолка создают крепкое равновесие, символический образ мира. Художник дал фигурам реальный объем с помощью кьяроскуро (переход от света к тени). Также примечательно, что драматические события происходят на крытом дворике с черно-белыми клетчатыми плитками, а трое мужчин на улице стоят на красноватых плитах, которые пронизывают сцену.

Загадочная природа «Бичевания Христа» Пьеро делла Франчески доказывает, что произведения искусства продолжают порождать интересные художественно-исторические исследования даже спустя много веков. В случае с этой картины маловероятно, что окончательное толкование сюжета когда-либо будет принято, поскольку сохранилось слишком мало данных. Возможно, эта таинственность отчасти объясняет, почему 600 лет спустя картина продолжает интриговать и привлекать внимание зрителей, а также вдохновлять новых мастеров. Учитывая искусную геометрическую композицию, собственно продуманный сюжет, политические коннотации картины, тщательную проработку деталей, выразительную архитектуру, маленький размер (58.4 × 81.5 см), абсолютно достойным является эпитет к полотну «Величайшая маленькая картина в мире».

Сегодня картина Пьеро делла Франческа «Бичевание Христа» выставлена в Национальной галерее Марке (г. Урбино, Италия) и является одной из жемчужин экспозиции.

Лента

Рекомендуем посмотреть