Героические имена в нашей истории: легендарные армянские фидаи (часть 2) - RadioVan.fm

Онлайн

Героические имена в нашей истории: легендарные армянские фидаи (часть 2)

2020-10-09 01:51 , Минутка истории, 3070

Героические имена в нашей истории: легендарные армянские фидаи (часть 2)

Фидаи – известное армянское ополчение, были мирными жителями Армении, которые добровольно покинули свои семьи, чтобы сформировать отряды самообороны. Сам термин фидаи (Ֆիդայի) происходит от арабского слово fedayeen: فدائيون fidā'īyūn, что буквально означает «те, кто идет на жертву».

Целью деятельности армянских фидаи являлись предотвращение преследований сельских жителей и подрыв политики Османской империи в отношении районов, населённых армянами. Местные добровольцы оказывали сопротивление туркам в ходе массовых убийств армян, Сасунской самообороны, Зейтунского восстания, обороны Вана и Ханасорского похода, происходивших в 1894—1897 годах. Они руководили армянским национально-освободительном движением, в котором принимали активное участие.

Своей конечной целью многие армянские фидаи ставили завоевание для своего народа автономии, а затем и полной независимости.

В первой части нашей публикации мы уже рассказали о трех легендарных армянских фидаи, чей вклад в борьбу за освобождение родины неоценим и дорог всем армянам. Сегодня тоже продолжаем вспоминать героев армянского народа.

Геворг Чауш – Геворг Казарян

Один из лидеров армянского национального движения. Геворг Казарян (Геворг Чауш, Сархат) родился в 1870 году в с. Мктинк, что в провинции Бсанк. Учился в школе монастыря св. Карапета (Муш). Отец его был знаменитый охотник.

Сына своего он отдал в монастырь Аракелоц, хотел из него монаха сделать. В конце 1880-х гг, отучившись четыре года, Геворк уходит из монастыря и идет на заработки в Алеппо для приобретения оружия.

Через несколько недель, по возвращению в Сасун, он вступает в состав одной из первых гайдуцких групп — в отряд Арабо, а после смерти последнего переходит в отряд Ахпюра Сероба. В одном из сражений он убил самого влиятельного чауша султана, за что и получил кличку «Геворк Чауш».

В последующие годы сотрудничал с М. Таматяном и Мецн Мурадом (А. Пояджян). Принял участие в самообороне Сасуна в 1891—1894гг, особо отличился в боях у Талворика (1893), был арестован турецкими властями, заключен в Битлисскую, а затем в Мушскую тюрьму.

В 1896 совершил побег из тюрьмы, укрылся в Сасуне. Установил связи с гайдуцкими группами Гургена, Грайра Джохка. После убийства Ахбюр Сероба (в 1899г) выследил и ликвидировал предателей, отравивших Ахбюр Сероба.

В 1900 — 1901 группа Геворка Чауша вела успешные бои против турецких карателей; операции группы (Бердакский бой, Норшенский бой) занимают видное место в истории армянского гайдуцкого движения.

Принял руководящее участие в бою у монастыря Аракелоц (ноября 1901), в Сасунской самообороне 1904 (командовал южным участком обороны). После поражения самообороны перебрался в Ван, затем возвратился в Тарон.

В 1905 группа Геворка Чауша вела бои с турецкими войсками у Харса, Алваринджа. В 1906—1907гг действовал вместе с Р. Тер-Минасяном.

Геворк выступал за создание армяно-курдского союза против турецкого владычества. В боях против турецких поработителей проявил находчивость, личную отвагу, способности военачальника; благодаря этим качествам почти всегда одерживал победу над противником.

Погиб 27 мая 1907 во время Сулухского боя. Похоронен в Муше. Геворк Чауш пользовался громкой славой как одного из наиболее видных героев национально-освободительной борьбы армянского народа.

Ахпюр Сероб – Сероб Варданян

Особое место среди революционеров Западной Армении, в частности в районах Багеша и Сасуна, занимает Варданян Сероб (Ахпюр Сероб, Сероб-паша 1864—1899). Сероб родился в 1864 году в с. Сохорд гавара Хлат.

С юных лет вступил в национально-освободительную борьбу против турецкого господства. Преследуемый турецкими властями, он в 1891 покинул место своего рождения, жил в Константинополе, затем в Румынии.

В конце 1895 года с группой бойцов, насчитывавшей 27 человек, возвратился в Хлат и организовал самооборону из семи боевых отрядов, ведя бои с карательными отрядами турецких властей (бои у сел Тегут и Сохоод), которые оказались спасительными во время погромов, устроенных Абдул-Гамидом в 1896 году.

Постепенно его имя становилось легендарным, он был настоящим народным героем, защитником крестьян, звавшим его Ахпюр Сероб (Родник Сероб).

Его блестящие победы над регулярными турецкими войсками в Шамиране, Джргоре, Согорде, Нембуте, Сасуне, Хатвине были просто фантастическими по своей дерзости и самоотверженности, и народ сложи многочисленные песни о своем Серобе.

Рядом с ним боролась его жена Сосе, которая также вошла в историю армянского революционного движения как героиня.

После знаменитого боя у Бабшена (20 октября 1898) Ахбюр Сероб не мог оставаться в Хлате; преследуемый карательными отрядами турецких властей, он укрылся в Сасуне.

Несколько раз турецкие войска окружали его дом, но он со своими смельчаками то с боем выходил из окружения, то благодаря своей находчивости исчезал из-под носа турок.

Вскоре группа Ахпюр Сероба была осаждена турецкими войсками в селе Гелиегузан, оказала им ожесточенное сопротивление.

В происшедшем бою была ранена жена Сосе, убиты сын и два брата. В ноябре 1899 туркам удалось посредством предателя отравить Ахбюр Сероба. Предателя убили Геворк Чауш и Андраник, отомстив за Сероба.

Ахбюр Сероб — один из первых армянских фидаи. Действия его группы отличались дерзостью, находчивостью, умелым ведением боя.

Сероб был не только организатором и вождем революционного движения Западной Армении – черты его личности стали идеальным образом армянского фидаи.

Никол Думан — Никогайос Тер-Ованисян

Тер-Ованисян Никогайос (Никол Думан) родился в 1867 году в с. Гшлаг арцахского селения Хачен. Образование получил на Родине – окончил Шушинскую епархиальную школу. Преподавал в армянских школах Северного Кавказа, затем Тавриза.

После двухгодичного преподавания в Тавризе, Никол переезжает в с. Галасар Салмаста. Так же, как и в Тавризе, здесь Никол приобретает уважение и симпатию жителей как учитель и общественный деятель.

Приближается 1894 год. Из Васпуракана каждый день приходят волнующие слухи. Беженцы из мест погромов пополняют села Салмаста и приносят печальные известия. С этих пор Никол Думан оставляет преподавательскую и общественную деятельность и полностью посвящает себя национально-освободительной борьбе.

В 1894-1896гг., в период резни армян в Турции, принимает активное участие в организации сопротивления погромщикам, проявив мужество и отвагу.

За год до Хатавинской битвы Никол с отрядом из 11 человек, направляется в Ван и укрывается от преследователей в доме Натаняна, прямо на границе с Персией.

Гамидовские всадники окружают дом и поджигают. Открывая шквальный огонь, они предлагают Никола сдаться.

Но Никол выскакивает из пламени и, отстреливаясь, под градом пуль добегает до вершины ближайшей горы, убив несколько курдов.

Курды были ошеломлены, видя, как, прорвавшись сквозь туман и клубы дыма, гайдук исчез на горе. Вскоре им становится известно, что он убил по дороге еще двух беков. Курды, потрясенные увиденным, окрестили этого героя Думаном и сложили песни о нем.

Никол Думан является одним из организаторов Ханасорского похода 1897г., в котором принял участие в качестве командира отряда.

Возвратившись на Кавказ, Никол проживал в Баку. В 1905г., во время армяно-татарских (азербайджанских) столкновений, Никол Думан в ряде мест организовал и успешно возглавил самооборону армян.

В вопросе освобождения Западной Армении был сторонником всеобщего восстания. Принимал участие в съездах партии Дашнакцутюн, в 1910г.– в Копенгагенском конгрессе II Интернационала. Затем вел революционную работу в Западной Армении – в Ване, Карине, Трапезунде.

Летом 1914 года, тяжело больной туберкулезом, Никол Думан находился в Кисловодске. Он осознавал тяжесть своего состояния.

Зная, что формируются добровольческие отряды и что в Тифлисе собрались именитые фидаи: Андраник, Керы, Дро, Амазасп, Сепух и другие, и понимая, что он не может присоединиться к товарищам по оружию, не видит смысла в своей дальнейшей жизни и в 9 часов вечера 23-го сентября 1914 года выстрелил себе в висок.

Похороны состоялись в Тифлисе 28-го сентября. На похоронах присутствовало небывалое количество людей. Отовсюду приходили многочисленные телеграммы соболезнования о кончине великого Борца. Его похоронили в Ходжаванке, возле могилы Симона Заваряна – одного из основателей АРФ «Дашнакцутюн».

Продолжение следует…

Лента

Рекомендуем посмотреть