Геноцид армянского народа заставил его замолчать навсегда: статья Al Arabiya о жизни и подвиге Комитаса - RadioVan.fm

Онлайн

Геноцид армянского народа заставил его замолчать навсегда: статья Al Arabiya о жизни и подвиге Комитаса

2020-11-04 14:46 , Минутка истории, 283

Геноцид армянского народа заставил его замолчать навсегда: статья Al Arabiya о жизни и подвиге Комитаса

Произведениями этого армянского гения восхищался сам Клод Дебюсси, а его исследования вдохновили многих музыкантов и не только. Внеся огромный вклад в сохранение музыкального наследия армян, он чудом не стал жертвой геноцида, но закончил жизнь в психиатрической лечебнице. О жизни и подвиге Комитаса — в статье издания Al Arabiya (ОАЭ).

«Армянский композитор, музыкант и священнослужитель Армянской церкви Согомон Кеворк Согомонян, известный во всем мире как Комитас, считается одним из величайших музыкальных гениев. Он внес неоценимый вклад в сохранение армянского музыкального наследия и защитил его от антиармянской политики османов.

Комитаса называли одним из величайших музыкантов своего времени. После успешного турне по Европе в 1906 году Комитас встретил французского музыканта Клода Дебюсси, который без стеснения выразил свое восхищение его армянскими мелодиями.

Уничтожение культурной самобытности

Согомон Кеворк Согомонян родился в октябре 1869 года в бедной деревне в османской провинции Кютахья задолго до геноцида армян, который произошел в конце XIX века при султане Абдул-Хамиде II. В то время османы практиковали различные виды репрессий против армян в надежде стереть их идентичность и заставить интегрироваться в турецкое общество. Во многих армянских провинциях Османской империи армяне были вынуждены говорить на турецком языке, поскольку османские власти угрожали отрезать язык всем, кто говорит на армянском вместо турецкого. В этой ситуации церкви стали единственным спасением для армян, которые могли говорить на своем языке во время месс и религиозных песнопений.

Сохранение армянского музыкального наследия

Осиротев в возрасте одиннадцати лет, Согомон Согомонян переехал в Вагаршапат, чтобы изучать литургическое пение в духовной семинарии. В 1893 году он завершает обучение в семинарии, а затем получает сан священника и имя Комитаса — выдающегося поэта VII века, автора армянских религиозных песен.

Армянское музыкальное наследие вызывает огромное восхищение у Комитаса. В 1896 году он переезжает в Берлин, где начинает сочинять армянские песни.

Успешно защитив докторскую диссертацию, он возвращается на родину в Армению, где начинает собирать древнеармянские песни в исполнении крестьян, рабочих и священнослужителей. Согомонян собрал тысячи песен до того, как отправиться в музыкальный тур по самым известным концертным залам Европы. Невероятной красоты армянские песни завораживали всех, кто их слушал.

Арест Комитаса

В 1910 году Комитас уезжает в Константинополь, где в то время проживает около 100 тысяч армян. Он проявляет живой интерес к курдским, персидским и турецким песням, и основывает музыкальный хор, в котором задействованы многие жители османской столицы.

В 1915 году в Османской империи начинается геноцид армян. В апреле того же года Комитас был арестован вместе с целым рядом выдающихся армянских культурных деятелей. После ареста он был сослан в город Чанкири. Стремясь поддержать дух своих сокамерников, Комитас пел в своей камере, бросая вызов охранникам, которые неоднократно его за это избивали.

Личное помилование

Благодаря вмешательству влиятельных людей, и в частности, американского посла Генри Моргентау, Комитас получил личное помилование от Талаат-паши. После выхода на свободу Комитаса поместили в психиатрическую больницу в Константинополе, так как он находился в плачевном состоянии из-за психического и неврологического расстройства. В 1919 году Комитаса перевели в психиатрическую клинику в Париже.

Геноцид армян, унесший жизни 1,5 миллиона армян, сильно пошатнул здоровье Комитаса, который несколько лет пытался спасти армянское музыкальное наследие. Геноцид армянского народа заставил Комитаса замолчать навсегда. Он страдал от психического расстройства, которое не позволило ему и дальше принимать участие в жизни музыкального мира. Комитас нашел последнее пристанище в лечебнице французского города Вильжюиф, в которой он и скончался 22 октября 1935 года».

Лента

Рекомендуем посмотреть