От Веласкеса до Ван Гога: шесть удивительных шедевров, у которых есть своя секретная история (часть 1) - RadioVan.fm

Онлайн

От Веласкеса до Ван Гога: шесть удивительных шедевров, у которых есть своя секретная история (часть 1)

2021-01-12 00:01 , Минутка истории, 1770

От Веласкеса до Ван Гога: шесть удивительных шедевров, у которых есть своя секретная история (часть 1)

О таинственных символах в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи написаны внушительные фолианты (к этой истории мы еще вернемся). Но это далеко не единственная из самых известных в мире картин, у которой есть своя секретная история, поразительное воздействие или шокирующая сага. Ниже собран ряд интригующих фактов о шести знаменитых и популярных произведениях живописи.

Дракон и Бармаглот

В произведении Паоло Уччелло «Битва святого Георгия с драконом» (1470) объединены два разных эпизода из историй о Георгии и драконе, словно они происходят одновременно.

Паоло Уччелло. Битва святого Георгия с драконом, 1450-е

Справа изображён момент, когда святой пронзает мифического зверя своим копьем. А слева художник поместил принцессу, связавшую дракона своим поясом. На этой перевязи она привела чудовище в город, словно на поводке.

У этой картины, выставленной в Национальной галерее в Лондоне, есть несомненные качества сборника сказок. Это привлекло внимание по крайней мере одного очень важного иллюстратора. Считается, что необычный двуногий дракон Уччелло вдохновил сэра Джона Тенниела на изображение Бармаглота из стихотворения в книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье», вышедшей в 1871 году.

Винтажная литография с изображением Бармаглота авторства Джона Тенниела. Источник: The New York Times

Суфражистка порезала «Венеру» Веласкеса

В этом году исполнилось ровно 100 лет с момента, когда женщины в США и Чехословакии получили избирательное право наравне с мужчинами. В связи с этим было бы упущением не упомянуть картину «Венера перед зеркалом», которая некогда возмутила суфражистку.

Диего Веласкес. Венера перед зеркалом, 1651г

Картина Диего Веласкеса, также известная под названием «Венера Рокби», изображает обнажённую богиню любви, лежащую на спине и смотрящую на себя в зеркало. Но в 1914 году томный образ чувственности сильно пострадал. Ранним утром 4 марта британская суфражистка Мэри Ричардсон, вооружившись мясницким тесаком, несколькими точными взмахами распорола картину, которая висела в лондонской Национальной галерее.

За этот поступок Ричардсон получила прозвище «Убийца Мэри». Она заявила, что изрезала полотно в знак протеста против ареста коллеги-суфражистки Эммелин Панкхёрст. Но была ещё одна, вероятно, более важная причина: позже бунтарка призналась, что в значительной степени её спровоцировало то, «как посетители-мужчины „пожирали глазами“ фигуру богини день за днём».

Поступок Ричардсон привёл к тому, что многие художественных галереи и музеи Англии перестали пускать женщин. Британский музей был более либеральным, туда могли попасть женщины в сопровождении мужчин, которые несли ответственность за них. Даму без спутника допускали лишь при наличии рекомендательного письма от джентльмена, который ручался за её пристойное поведение. В местах, представляющих исторический интерес, действовало правило «никаких муфт, наручных сумок и тростей».

Мэри Ридчарсон выходит из здания суда

Ошибка Джона Сингера Сарджента

Сегодня «Мадам X (мадам Пьер Готро)» считается воплощением элегантного портретного стиля Джона Сингера Сарджента. Но когда-то художника оскандалили за пошлость и дурной вкус.

Джон Сингер Сарджент, «Мадам Х (Мадам Пьер Готро)», 1884г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

На портрет Вирджини Амели Авеньо Готро, американской жены французского банкира Пьера Готро, Сарджент возлагал большие надежды. Он полагал, что заказ от очаровательной светской львицы принесёт дополнительные баллы его репутации в художественных кругах. То, что произошло потом, было полной противоположностью ожидаемому.

Мадам Готро ценили за смелый стиль. А потому, с её разрешения, Сарджент изначально написал одну из украшенных драгоценными камнями бретелей её платья сползшей с плеча. Но когда картина была представлена в Парижском салоне 1884 года, она, к большому смятению художника, вызвала возмущение и насмешки у представителей высших слоев общества. Они посчитали героиню совершенно деклассированной.

Обескураженный Сарджент перекрасил бретель и скрывал работу более 30 лет. В конечном итоге он в 1916 году продал портрет Метрополитен-музею, но сделал со строгим условием — хранить в секрете личность натурщицы. Сама же мадам Готро, чья репутация также пострадала, скончалась за год до этой сделки.

Продолжение следует

Источник – artchive.

Лента

Рекомендуем посмотреть