Искусствоведение и… медицина: что видят врачи на полотнах великих художников (часть 1) - RadioVan.fm

Онлайн

Искусствоведение и… медицина: что видят врачи на полотнах великих художников (часть 1)

2021-01-19 21:19 , Минутка истории, 463

Искусствоведение и… медицина: что видят врачи на полотнах великих художников (часть 1)

«Врачи любят играть в диагнозы», — признался доктор Майкл Мармор, профессор офтальмологии Стэнфордского университета и автор нескольких книг о художниках и зрении. Большинство медиков сообщают заключения лишь пациентам. Но существует целая субкультура докторов, которые увлекаются историями болезней известных умерших художников и тем, как эти недуги повлияли на их творчество.

Искусствоведение и медицина имеют одну важную общую черту: обе дисциплины требуют внимательного наблюдения и некоторых умозаключений, что привлекает практиков, которые любят хорошие головоломки. В последнее время эти две сферы начали пересекаться ещё больше. Медицинские школы в США всё чаще включают уроки искусства в свои программы, а исследования показывают, что изучение произведений тренирует у врачей навыки наблюдения. Это объясняет, почему некоторые медики проявляют интерес к жизни и творчеству мастеров искусства.

Рецензируемые медицинские журналы изобилуют исследованиями, в которых диагностируются болезни умерших художников. Выводы основываются как на врачебных записях, так и — в редких случаях — на анализе физических останков. Но чаще всего доктора-светила обращаются за подсказками к произведениям мастеров.

Урок анатомии доктора Тульпа. Рембрандт Харменс ван Рейн, 1632г

К этому стоит относиться просто как к игре. Доктор Мармор предупреждает, что часто врачи оперируют неточными величинами и заходят слишком далеко в своих выводах. «Художники имеют право рисовать как им хочется, поэтому стиль может изменяться и это не обязательно указывать на болезнь, — сказал он. — Умозрительные построения — это всегда весело, но не тогда, когда они представлены в научных журналах как «доказательства»». В семи опубликованных исследованиях, о которых речь пойдёт ниже, использовалось множество изобретательных методов. Учёные старались составить более полную картину физического здоровья художников в попытке лучше понять их творчество.

Больные руки Микеланджело

Однажды Микеланджело, которому было уже под восемьдесят, написал своему племяннику, что руки — его основной инструмент — причиняют ему огромную боль. «Ведение записей доставляет мне большой дискомфорт», — сетовал итальянский художник и скульптор эпохи Возрождения. И если писать ему было нелегко, то работать молотком и долотом над прочным блоком каррарского мрамора, вероятно, просто невыносимо. Но современные врачи до сих пор не могут точно определить, от какого именно заболевания суставов пострадали пальцы знаменитого скульптора.

Даниэле да Вольтерра. Портрет Микеланджело Буонарроти, 1544г

Власти церкви Санта-Кроче во Флоренции, где похоронен Микеланджело, запретили эксгумировать его останки для патологических изысканий. Поэтому команда из пяти медицинских экспертов подошла к проблеме творчески. В своем исследовании от 2016 года, опубликованном в «Журнале Королевского медицинского общества», врачи решили опираться на три портрета художника — два прижизненных и одну более позднюю копию. Они пришли к выводу, что у Микеланджело был остеоартрит (повреждение хрящей и окружающих тканей), вызванный многолетней работой с камнем.

Косоглазие Леонардо да Винчи

Художники видят мир иначе, и некоторые офтальмологи приписывают такое творческое видение именно особенностям их зрения. В исследовании, опубликованном в 2018 году в «Журнале Американской медицинской ассоциации», утверждается, что у Леонардо да Винчи было косоглазие. Такое нарушение приводит к потере восприятия глубины — и этот недуг мог бы объяснить необычайные способности мастера эпохи Возрождения. Если у Леонардо действительно было косоглазие, это было бы «довольно удобно для художника», — пишет автор исследования Кристофер Тайлер. Он считает, что взгляд на мир одним глазом позволяет напрямую сравнивать натуру с нарисованным или написанным плоским изображением.

Леонардо да Винчи. Витрувианский человек (пропорции человеческого тела), 1492г

В своём исследовании Тайлер сравнил шесть работ, в которых, как считается, художник изобразил себя — в том числе «Спасителя мира» и «Витрувианского человека». Учёный обосновал свой выбор словами Леонардо о том, что все его работы в той или иной степени воспроизводят его самого. Затем офтальмолог измерил угловое расхождение зрачков в этих произведениях и усреднил его. Этот показатель соответствовал косоглазию.

Искажённое видение Эль Греко

В 1913 году офтальмолог Герман Беритенс подверг сомнению то, что драматически удлинённые фигуры испанского художника эпохи Возрождения Эль Греко были стилистическим ходом. Он утверждал, что у художника серьезный астигматизм. Это — искажение зрения, которое возникает из-за того, что свет на сетчатке фокусируется неравномерно. Должно быть, это заставляло мастера в реальности видеть вытянутые по вертикали фигуры, которые он затем переводил на холст. Теория Беритенса объясняла уникальность Эль Греко и вызвала сенсацию, когда попала в газеты.

Эль Греко, «Автопортрет» (1600-е). Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Почти столетие спустя другой исследователь понял, что логика Беритенса была интуитивной, но ошибочной. В исследовании 2002 года, опубликованном в «Леонардо», психолог из Калифорнийского университета Стюарт Анстис утверждал, что если бы у Эль Греко был астигматизм, то зрение искажало бы и его модели, и их изображения. Другими словами, если бы Эль Греко писал портрет дворянина, то и портрет, и натурщик должны были выглядеть в его глазах одинаково изменёнными — тогда бы это подтвердило диагноз. Но Анстис проводил эксперименты, которые показали, что люди с астигматизмом могут рисовать пропорциональные предметы. «Удлинение у Эль Греко было художественным самовыражением, а не симптомом проблем со зрением», — заключил Анстис. Сейчас развенчанная им теория известна как «заблуждение Эль Греко».

Продолжение следует…

По материалам artchive.

Лента

Рекомендуем посмотреть