На стыке восточной и западной культур: Алан Хованесс – одна из самых загадочных фигур в музыке ХХ столетия - RadioVan.fm

Онлайн

На стыке восточной и западной культур: Алан Хованесс – одна из самых загадочных фигур в музыке ХХ столетия  

2021-02-04 21:49 , Немного О..., 275

На стыке восточной и западной культур: Алан Хованесс – одна из самых загадочных фигур в музыке ХХ столетия

Алан Хованесс (1911–2000) — одна из самых загадочных фигур в музыке ХХ столетия. Армянин по происхождению, рождённый в Америке, он стоял на стыке восточной и западной культур. В его творениях органично сливаются элементы традиционной индийской и корейской музыки, полифонии эпохи Ренессанса и приёмы, предвосхищающие музыкальный минимализм. Оказал он влияние и на развитие алеаторики — течения в современной музыке, провозглашающего принцип случайности главным формирующим началом в процессе творчества и исполнительства.

Уроженец города Сомервилл, расположенного в штате Массачусетс, композитор от рождения носил имя Алан Ованес Чакмаджян (в будущем он стал именовать себя Аланом Хованессом). Позднее семья переехала в Арлингтон. Мать его вела свой род из Шотландии, отец же — армянин — был разносторонне одарённой личностью: будучи преподавателем химии в колледже, он составил англо-армянский словарь. Нотную грамоту Алан освоил в семилетнем возрасте, но ещё раньше — в четыре года — он начал сочинять музыку, а для записи её использовал систему, придуманную им самим. В пятилетнем возрасте он с увлечением импровизировал на органе. Создание музыки было для него столь естественным процессом, что в школе он с удивлением узнал, что не все люди слышат музыку у себя «в голове».

Искусство фортепианной игры Алан перенимал у Генриха Гебхарда, а также у Теодора Лешетицкого. Предметом горячего интереса для Хованесса в школьные годы стало творчество Комитаса. Тогда же Алан начал свой творческий путь как композитор, создав две оперы.

Алан Хованесс с родителями в 1927 году

После окончания школы Хованесс отправился в Бостон, где продолжил образование в Консерватории Новой Англии. В этом весьма престижном музыкальном учебном заведении он стал учеником Фредерика Конверса. В студенческие годы Хованесс увлёкся творчеством Яна Сибелиуса и после завершения консерваторского курса отправился в Финляндию, чтобы встретиться с ним. Встреча состоялась, Хованесс показал финскому композитору свои произведения. Тот отметил одарённость молодого коллеги, но упрекнул в несамостоятельности стиля: по музыкальному языку творения Хованесса составляли тогда некую смесь Сибелиуса и Георга Фридриха Генделя — композитор должен выработать свой индивидуальный стиль! И молодой композитор совету последовал. Сибелиус же переписывался с Хованессом в последующие два десятилетия и даже стал крёстным отцом его дочери.

С 1948 года Хованесс был преподавателем консерватории в Бостоне — правда, продолжалось это недолго, всего три года. Одним из его учеников был Сэм Риверс — знаменитый американский джазовый музыкант.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов Алан Хованесс предпринял ряд экспедиций. Во время одной из них он посетил Индию, где осваивал вину — индийский струнно-щипковый инструмент, изучал индийскую классическую музыку. Результатом стало создание таких произведений, как фортепианная Мадрасская соната, пьеса для виолончели, флейты, там-тама и арфы «Над заколдованной землей», а также пьеса «Нагуран». Последнюю исполнил Южноиндийский оркестр, состоявший из традиционных индийских инструментов — именно для такого исполнительского состава она и была написана, но позднее композитор создал новую редакцию — для ударных с виолончелью.

После возвращения из Индии Хованесс некоторое время провёл на Гавайях, но целью его была не музыка этого региона, а японская музыка, которую он изучал под руководством Масатоси Сямото. Позднее, в 1962 году, Алан посетил сначала Японию, а затем Южную Корею. Под впечатлением этих экспедиций были написаны «Фантазия на темы японских гравюр» для ксилофона с оркестром, а также Симфония № 16 «Каягым». Заглавие этой симфонии — не что иное, как название корейской разновидности цитры, которую задействовал композитор в произведении. Ещё одно сочинение, написанное под впечатлением пребывания в Корее — «Горы и реки без конца», на создание этой камерной симфонии Хованесса вдохновило одноимённое творение корейского художника Ли Ин Муна, созданное в технике росписи по шёлку. В 1965 году Хованесс посетил Грузию, а также свою историческую родину — Армению.

Современники высоко ценили творчество Хованесса. Сергей Рахманинов включал в свой репертуар его фортепианные произведения. Леопольд Стоковский однажды весьма резко высказался о его сочинениях, назвав их «дешевой музыкой гетто», но впоследствии переменил мнение и даже дирижировал премьерами нескольких его симфоний. Исполняли его произведения Иегуди Менухин, Кит Джарретт и другие знаменитые музыканты. Сотрудничал он и с Мартой Грэм. Музыка, написанная им к двум её балетам — «Ardent Song» и «Circe» — позднее была переработана композитором в симфонии № 13 и № 18.

Количество произведений Хованесса исчисляется сотнями. Среди них — оперы, симфонии, камерные произведения для различных составов, сочинения для фортепиано, клавесина, клавикорда и органа. В продвижении его музыки немалую роль сыграла Fujihara Records, основанная самим композитором совместно с последней супругой.

Алан Хованесс ушёл из жизни в 2000 году. В 2009-м в Арлингтоне была установлена в его честь мемориальная доска.

Источник: «Музыкальные сезоны»

Лента

Рекомендуем посмотреть