Дело не в том, что миру нужно больше артистов, а в том, что это очень весело: Чик Кориа, чья музыка всегда была виртуозна и непредсказуема - RadioVan.fm

Онлайн

Дело не в том, что миру нужно больше артистов, а в том, что это очень весело: Чик Кориа, чья музыка всегда была виртуозна и непредсказуема  

2021-02-12 21:45 , Немного О..., 263

Дело не в том, что миру нужно больше артистов, а в том, что это очень весело: Чик Кориа, чья музыка всегда была виртуозна и непредсказуема

В США в возрасте 79 лет ушел из жизни Чик Кориа. Кориа умер еще 9 февраля от редкой формы рака, которая была диагностирована недавно, но сообщение о смерти появилось на его сайте только вечером 11 февраля.

В интервью Би-би-си в ноябре прошлого года Кориа сказал, что проводит локдаун, занимаясь новыми проектами, и с нетерпением ждет возможности снова выступить перед живой аудиторией.

В послании, оставленном поклонникам перед смертью, Кориа сказал: «Я надеюсь, что те, кто умеет играть, писать, выступать или делать что-то еще, будут заниматься этим. Если не для себя, то для других».

«Дело не в том, что миру нужно больше артистов, а в том, что это очень весело», - добавил он.

Американского музыканта (фортепиано, клавишные, ударные) и композитора называют основоположником джаз-рока, чьи музыкальные эксперименты не знают границ. Он становился обладателем самой престижной музыкальной награды – «Грэмми» - 23 раза, последнюю ему вручили в 2020 году.

Армандо Энтони «Чик» Кориа родился 12 июня 1941 года в Челси, штат Массачусетс, в семье итальянского происхождения. Его отец был джазовым музыкантом и научил сына игре на фортепиано в возрасте четырех лет, а с восьми лет – на ударных инструментах. Несмотря на то, что Чик Кориа не получил специального музыкального образования, он продолжал занятия музыкой и дебютировал в бэнде своего отца, затем играл в оркестрах Билли Мэя и Уоррена Ковингтона.

В 1962 году, в 22 года, Чик Кориа перебрался в Нью-Йорк, где начал профессиональную карьеру в оркестре Монго Сантамарии, исполняющих музыку в латиноамериканском стиле. В середине 1960-х Кориа знакомится с трубачом Блю Митчеллом, флейтистом Херби Манном, саксофонистом Стэном Гетцем и сотрудничает с ними вплоть до 1968 года. С ними же он сделал первые профессиональные записи. Первый успех Кориа приносит пластинка Tones For Joan’s Bones, записанная в стиле «хард-боп» в 1966 году. Еще большую известность в 1968 году получил альбом «Now He Sings, Now He Sobs», записанный в составе трио с Мирославом Витусом и Роем Хейнсом. Сегодня он расценивается музыкальными критиками как мировая джазовая классика.

В конце 1968 года Кориа присоединяется группе Майлза Дэвиса, с которой записаны пластинки Filles De Kilimanjaro, In A Silent Way, Bitches Brew, Live-Evil. В этот период Кориа использует электронное пианино, что открывает свежее звучание и рождается новое направление в джазе. В 1970 году Кориа стал лидером группы, которая выступила перед 600-тысячной аудиторией на музыкальном фестивале в Англии.

Чик Кориа и Майлс Дэвис на сцене лондонского джаз-клуба Ronnie Scott's, 1969 год

Вскоре после успешного выступления на фестивале, Кориа вместе с басистом Дэйвом Холландом покинули группу Дэвиса в поисках собственного авангардного звучания. С барабанщиком Барри Альтшулем они организовали фри-джазовое трио Circle, к которому позже присоединился саксофонист Энтони Брэкстон. Новая группа стала играть авангардный акустический джаз и много гастролировала по Европе и США. Несмотря на то, что группа Circle просуществовала недолго, музыканты выпустили три пластинки, лучшей из которых называют Paris Concert (1971). Вскоре Чик Кориа сменил направление в сторону сольных фортепианных импровизаций и уже в апреле 1971 года записал на лейбле ЕСМ несколько композиций, предугадав тем самым популярность современной фортепианной музыки.

В конце 1971 года Кориа собирается группу Return to Forever, в состав которой вошли басист Стэнли Кларк, саксофонист и флейтист Джо Фаррел, барабанщик и перкуссионист Аирто Морейра, вокалистка Флора Пурим. Таким составом в феврале 1972 года они записали дебютный альбом для лейбла ECM, в который вошла очень известная композиция Кориа «La Fiesta». Уже в марте были записаны очередные хиты – “500 Miles High,” “Captain Marvel”. Группу не покидало вдохновение. Эта блестящая команда создавала классические и легкие джазовые мелодии с бразильскими ритмами. Они стали лучшими в 1970-е годы в стиле «фьюжн».

В начале 1973 года в группу вошли электрогитарист Билл Коннорс и барабанщик Ленни Уайт, с которыми группа нашла новое электронное звучание. Родилась новая музыкальная волна, когда рок и джазовые импровизации слились в едином звуке. Именно в этом году Кориа был назван «композитором номер один» в журнале Down Beat, а с 1975 года был лучшим исполнителем на электропианино.

В 1974 году на смену гитаристу Коннорсу пришел 19-летний безудержный и скоростной Эл ДиМеола. Он вдохнул энергичное, роковое и смелое звучание. С ним группа покорила новую публику и набрала толпы поклонников рока. Складывается впечатление, что Кориа отдает дань моде. Но он идет дальше, дополняя группу струнными и духовыми инструментами, а также используя приемы классической музыки.

Начиная с 1972 года Кориа и Return to Forever записывают по альбому в год- Light As A Feather (1972), Return To Forever (1973), Hymn Of The Seventh Galaxy (1973), Where Have I Known You Before (1974), No Mystery (1975), The Leprechaun (1976), My Spanish Heart (1976), The Mad Hutter (1977), Music Magic (1977). С 1976-1977 группа находится на вершине успеха и завоевала три премии Grammy.

Выступление группы Return To Forever в Лондоне, январь 1975 года. На сцене – Ленни Вайт, Стенли Кларк Эл Ди Меола и Чик Кориа

В 1978 году Чик Кориа находит вдохновение в дуэте с Херби Хенкоком, при этом продолжая работу с Return to Forever (RTF). Чик и Херби играют исключительно на акустическом пианино и вместе получили блестящий результат: были сделаны записи в 1978 Corea / Hancock, 1980-х Вечер с Херби Хэнкоком и Чик Кориа.

Чик Кориа и Херби Хэнкок

Также Кориа сотрудничает с Майклом Бреккером, Китом Джарретом. Помимо творческих союзов, Кориа записывает сольные и классические альбомы. Так, в 1984 году вышел “Концерт для двух клавиров” Моцарта.

В 1985 году Чик Кориа открыл новый проект – «Elektric Band», в стиле фьюжн. В новый бэнд вошли басист Джон Патитучи, гитарист Фрэнк Гембэйл, саксофонист Эрик Мариентал, барабанщик Дейв Уикл. Вместе они записали пять альбомов: Elektric Band (1986), Light Years (1987), Eye of the Beholder (1988), Inside Out (1990) и Beneath the Mask (1991).

Через несколько лет он собрал «Акустическое трио» с Уиклом и Патитучи. В 1993 году Кориа записывает множество фортепианных джазовых импровизаций и следующие годы много гастролирует.

Выступление на Венском джазовом фестивале, 2008 год

Музыка Чика Кориа всегда была виртуозна и непредсказуема, полна живых чувств и страсти. Его заслуга в том, что он не остановился только на джазе – он постоянно выходит за рамки и открывает новое. Он стоит у истоков направления джаз-рока. Он – виртуозный пианист и композитор, чьи джазовые стандарты стали классическими, а стиль всегда узнаваем.

В публикации использованы материалы propianino.ru и ВВС.

Лента

Рекомендуем посмотреть