История одного шедевра: Бенвенуто Челлини, «давший бронзе тайну плоти», и его Персей с головой Медузы - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: Бенвенуто Челлини, «давший бронзе тайну плоти», и его Персей с головой Медузы

2021-02-13 20:59 , История Одного Шедевра, 7141

История одного шедевра: Бенвенуто Челлини, «давший бронзе тайну плоти», и его Персей с головой Медузы
« Я сущий великий дьявол, потому что сделал то, чего искусство не могло сделать; и столько других великих дел, каковых было бы слишком даже для дьявола»…. Бенвенуто Челлини

Бенвенуто Челлини (1500–1571) — прославленный скульптор-маньерист своего времени, ювелир, музыкант и писатель. Свое творчество он описал в известной автобиографии. Полная приключений жизнь и разносторонняя деятельность Бенвенуто Челлини в полной мере отражают дух итальянского Возрождения.

Краткая биография

Бенвенуто Челлини родился во Флоренции 3 ноября 1500 года. Его дед Андреа Челлини был архитектором, его отец Джованни – музыкантом, а также создавал различные музыкальные инструменты. Вопреки воле отца, желавшего, чтобы Бенвенуто тоже стал музыкантом, он в 15-летнем возрасте поступил в подмастерья к флорентийскому ювелиру Антонио ди Сандро. После ряда переездов в возрасте 19 лет молодой мастер, уже привлекающий внимание своими способностями,

О ранней карьере Челлини в Риме известно немного. В различных мастерских он практиковал свое ремесло. Известно, что Челлини в тот период создает ряд ценных произведений, в том числе серебряный ларец, декоративные подсвечники, вазу для епископа Саламанки. Последняя работа привлекает внимание папы Климента VII. С 1529 по 1537 Бенвенуто становится участником ряда происшествий и драк, однако папское вмешательство помогает избежать наказания. К сожалению, ни одно из произведений Челлини того времени не дошло до наших дней. В то же время Челлини создает ряд медальонов, среди которых стоит отметить следующие: «Леда и Лебедь», «Геракл и лев», различные штампы и папскую чеканку.

Бенвенуто Челлини. Леда и Лебедь

В конце 1530-х годов Челлини перебирается во Францию, где работает при дворе Франциска I в Париже. Именно там мастер создает свою знаменитую солонку Сальера (1540–1543, Художественно-исторический музей, Вена), сделанную из золота, украшенную эмалью и эбеновым деревом.

Сальера

Сложный характер и взрывной темперамент художника вновь становятся причиной появления у него многочисленных врагов, и спустя несколько лет он вынужден покинуть Францию и отправиться во Флоренцию. В 1554 году он получил дворянский титул. В 1558 году постригся в монахи, но затем получил освобождение от данных обетов и женился: его избранницей стала Пьера ди Сальвадоре Париджи. А также в эти годы он начал писать автобиографию, ставшую жемчужиной его творчества.

Во Флоренции Челлини продолжил свою карьеру ювелира, но при этом он занимался и созданием крупномасштабных скульптур, став конкурентом известного мастера Баччо Бандинелли (1493–1560). Прекрасным примером флорентийского маньеризма является бронзовая статуя «Персей с головой Медузы», выполненная для Козимо I. Это творение помогло Челлини добиться всеобщего признания по всей Италии. Другими запоминающимися произведениями того времени являются бюсты Козимо I и Биндо Альтовити, а также некоторые другие мраморные скульптуры.

Бенвенуто Челлини. Бюст Козимо I

Статуя Персея ознаменовала зенит карьеры Челлини как художника. Три года спустя, в 1557 году, скульптор был приговорен к четырем годам лишения свободы за драку. В тюрьме Бенвенуто пишет книги и продолжает работу над автобиографией. 13 февраля 1571 года великий мастер умер и был с почестями похоронен во Флоренции.

Бюст Челлини во Флоренции

Бенвенуто Челлини жил в переломную эпоху, был свидетелем осады Флоренции, Разграбления Рима (1527 г.), видел нищету и роскошь. Жить для Челлини — значит действовать. Он никогда не знал, «какого цвета бывает страх», обладал неукротимым, вспыльчивым и буйным темпераментом. На его совести несколько убийств, за которые он понёс наказания, сидел в тюрьме, был в ссылке. Его беспокойную, кочевую жизнь можно сравнить с жизнью Караваджо.

Персей с головой Медузы

Бронзовая статуя Персея находится под левой аркой Лоджии Ланци на огромной площади Синьории во Флоренции. Сильный и неукротимый Герой, убивший Медузу Горгону, хорошо виден отовсюду.

События 1530 года стали переломным моментом в истории Флоренции. Одиннадцатимесячная осада города, где к тому моменту уже три года существовала республика, привела к победе сил Папы Климента VII (Джулио Медичи) и императора Карла V Габсбурга. В результате у власти оказался Алессандро Медичи — первый правитель, носивший титул «великий герцог». За ним на престол взошёл Козимо I Медичи. Они старались всеми доступными способами доказать свою связь с родом Медичи (Козимо I был представителем его боковой ветви, а Алессандро — незаконнорождённым сыном папы Климента VII). Заказав скульптуру «Персей» у мастера Челлини, Козимо I Медичи проявил себя как щедрый меценат и мудрый политик, ведь одним из важных способов утверждения легитимности власти и укрепления позиций, наряду с изгнанием политических противников и изменением порядков в городе, было создание художественных произведений, недвусмысленно демонстрировавших иерархию и распределение сил в новой Флоренции. Для политики Медичи в области искусства главной задачей стал «перевод актуальных политических идей на визуальный язык образов», причём язык, одинаково понятный всем. Таким языком в Италии конца XVI века являлся язык античности, усвоенный ренессансной культурой и основанный на адаптации форм позднеримского времени и гуманистической риторики.

Исходя из многих суждений, сам Челлини довольно аполитичен. Он несколько раз пишет, что лучшая возможность для художника — трудиться у щедрого государя, который готов дать ему возможность самовыражения.

Из мемуаров Челлини:

«Так как наш герцог флорентийский в это время, а был у нас август месяц 1545 года, находился в Поджо-а-Кайано, месте, удалённом от Флоренции на десять миль, то я к нему поехал, единственно чтобы исполнить свой долг, потому что и я тоже флорентийский гражданин и потому что предки мои были весьма привержены дому Медичи, и я, больше, чем кто-либо из них, любил этого герцога Козимо. … он мне сказал: «Если ты захочешь сделать что-нибудь для меня, я тебе учиню такие ласки, что ты, пожалуй, останешься изумлён, лишь бы твои работы мне понравились; в чём я нисколько не сомневаюсь». Я, злополучный бедняга, желая показать в этой чудесной школе, что за то время, что я был вне её, я потрудился в ином художестве, чем сказанная школа полагала, ответил моему герцогу, что охотно, либо из мрамора, либо из бронзы, сделаю ему большую статую на этой его прекрасной площади. На это он мне ответил, что хотел бы от меня, как первую же работу, единственно Персея; это было то, чего он уже давно желал; и попросил меня, чтобы я ему сделал модельку...».

Так и родился шедевр.

Персей изображён в момент триумфа. Он совершил трудный подвиг. Сын Зевса и Данаи победил ужасную Горгону. Одним ударом отрубил Персей голову Медузе. У ног Героя извивается в судорогах смерти тело Медузы. Любопытно, что Челлини изображает Медузу Горгону не как чудовище, тело которой покрывала блестящая и крепкая чешуя, а как прекрасную молодую женщину.

Изобилие деталей, элегантные изгибы упругого тела юноши, театральная поза, подробные аксессуары «выдают» ювелира и говорят о налёте маньеризма.

Постамент украшен четырьмя небольшими скульптурами. Под каждой из них в картуши находится текст. Известно, что эти тексты пережили две редакции, а их авторство приписывается гуманисту и писателю Бенедетто Варки.

По четырём углам находятся головы козлов. И хотя в христианской символике козёл в большинстве случаев отрицательный персонаж, его размещение здесь оправдано тем, что знак козерога был использован в эмблеме Козимо I Медичи в память о военной победе, одержанной под влиянием этого созвездия. Девиз «Fidem fati virtue sequemur» («Я буду доблестно следовать предначертанному судьбой» - лат.) — намёк на веру Козимо Медичи в астрологию. Позже, в 1556-59 гг. в Зале Козимо I в палаццо Веккьо знак козерога появится в декоре красно-белого терракотового мозаичного пола, и потом станет частым атрибутом, связанным с герцогом. Другие декоративные элементы — кариатиды, отсылающие к типологии Артемиды Эфесской и гирлянды плодов, — связаны с темой плодородия и изобилия. Маскароны-черепа должны напоминать о крылатом выражении — vanitatum vanitas (Vanitas vanitatum et omnia vanitas — «Суета сует и вся суета». Лат.)

Бенвенуто Челлини, «давший бронзе тайну плоти», в автобиографии посвящает «Персею» почти 50 страниц. Он подробно рассказывает, как получил заказ, как работал, кто ему помогал и кто мешал, как отливали бронзу в мастерской на улице борго Пинти во Флоренции. Челлини стремился довести до совершенства свою работу, поэтому она продвигалась медленно. Над созданием Персея Бенвенуто Челлини работал 9 лет.

В мастерской случился пожар, и «мы боялись, как бы на нас не упала крыша». Во время самого ответственного момента отлива бронзы пришлось бросить в огонь всю оловянную утварь, которая была в доме. Блюда, чашки, тарелки, каковых было около 200, Челлини велел бросить в горн, чтобы бронза сделалась жидкой, и форма наполнилась. Он поменял сосновые и ольховые дрова на дубовые, которые давали более сильный огонь.

Пока отлитая работа остывала, нужно было ждать два дня… «за это время купили новую глиняную посуду, и все мы весело пообедали…».

В настоящее время искусствоведы считают Челлини одним из знаковых скульпторов эпохи Возрождения, а статуя «Персей с головой Медузы» занимает достойное место среди великих шедевров флорентийского искусства 16-го века.

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть