Александр Арутюнян: композитор, многогранное творчество которого пронизано любовью к своей родине - RadioVan.fm

Онлайн

Александр Арутюнян: композитор, многогранное творчество которого пронизано любовью к своей родине  

2021-02-19 22:00 , Немного О..., 258

Александр Арутюнян: композитор, многогранное творчество которого пронизано любовью к своей родине

В сентябре 2020 года исполнилось 100 лет со дня рождения композитора Александра Арутюняна, многогранное творчество которого пронизано любовью к своей родине — Армении.

Александр Арутюнян родился в 1920 году в Ереване. Окончив в 1941-м Ереванскую консерваторию по классу композиции (С.В. Бархударян) и классу фортепиано, он выступал как пианист и исполнитель собственных произведений. Ещё в 1939-м Арутюнян был принят в Союз композиторов СССР.

После того как закончилась Великая Отечественная война, молодой композитор совершенствовал своё мастерство в Московской консерватории (1946–1948) у Г.И. Литинского и В.А. Цуккермана. В 1949 году его «Кантата о Родине» была отмечена Сталинской премией первой степени. С 1954-го по 1990 год Арутюнян занимал должность художественного руководителя Армянской филармонии, с 1965-го преподавал композицию в Ереванской консерватории, был профессором класса композиции с 1977 года.

Портрет Александра Арутюняна кисти Александра Григоряна

В 1975 году Александр Арутюнян был принят в члены Союза кинематографистов Армении. Его музыка звучит в таких фильмах, как «Призраки покидают вершины», «Сердце поёт», «О моём друге», «Воды поднимаются», «За час до рассвета» и «Наапет». В 1956 году Александру Арутюняну было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Армении, в 1962-м — народного артиста Армении, в 1970-м — народного артиста СССР. Творческий стиль Арутюняна, развившийся в конце 1940-х годов, основан на сочетании музыкального наследия Армении и принципов музыки классицизма и романтизма, что проявляется в соблюдении классической последовательности быстрых и медленных частей, в обращении к жанрам сюит и концертов. Композитор развивал традиции народных армянских певцов — ашугов, музыка которых строится на разнообразных типах импровизационного развития. Сочинения Арутюняна наполнены мелодическим богатством, экспрессией, чувственностью, ностальгией, иронией.

В творчестве Александра Арутюняна выделяют несколько периодов. Сочинения послевоенного периода и начала 1950-х годов характеризуются принципами тематического развития и сочетания масштабных структур, создающих эмоциональную интенсивность. Произведения этого периода — «Кантата о Родине» (1948; Сталинская премия, 1949), «Праздничная увертюра» (1949), концертино для фортепьяно с оркестром (1951), симфония (1957) — приближаются по духу к творчеству Арама Хачатуряна. В 1960–1970-х годах композитор отказался от драматических элементов в пользу ясности изложения и ориентации на классические формы: вокально-симфоническая поэма «Сказание об армянском народе» (1961), симфониетта (1966), опера «Саят-Нова» (1969), произведения в неоклассическом стиле, среди которых — концерт для валторны с оркестром, вариации для трубы с оркестром.

Начиная с 1980-х годов, в сочинениях Арутюняна проявилось стремление к синтезу стилей — в концертах для тромбона и тубы с оркестром (первые концертные сочинения для этих инструментов в истории армянской музыки), скрипичный концерт «Армения-88». Посвящённый памяти жертв Спитакского землетрясения, скрипичный концерт «Армения-88» сочетает в себе стиль музыки барокко, классическую форму и лиризм романтической палитры звучаний. Концертные пьесы для двух фортепиано «Армянская рапсодия» и «Праздничная» (с ударными) были написаны в соавторстве с Арно Бабаджаняном.

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть