История одного шедевра: картина «Суть дела» Рене Магритта – «тайна тоже ничего не значит» - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: картина «Суть дела» Рене Магритта – «тайна тоже ничего не значит»

2021-03-01 21:55 , История Одного Шедевра, 3641

История одного шедевра: картина «Суть дела» Рене Магритта – «тайна тоже ничего не значит»

Рене Магритт (1898-1967гг) – бельгийский художник, известность которому принесли его полные загадок сюрреалистические картины. Магритт родился и почти всю жизнь прожил в Бельгии, ведя простую и спокойную жизнь.

Начиная с 1926 года художник пишет сюрреалистические полотна, в каждой из которых есть некий скрытый смысл. Частым героем его картин становится человек в котелке (прототипом которого считается сам Магритт), часто изображаемый без лица. Позже художник часто открещивался от сюрреализма, называя стиль, в котором он писал, «магическим реализмом».

Рене Магритт. Счастливый даритель, 1966г

Если бы Рене Магритт не выбрал карьеру художника, он наверняка стал бы фокусником. Все его творчество – сплошная череда трюков и иллюзий, подмен и загадок, перевоплощений и тайных смыслов. К тому же, во множестве картин Рене Магритта можно найти отсылки к искусству иллюзионистов. Складывается впечатление, что всю жизнь в нем боролись желание восхищать и поражать публику и стремление оставаться незаметным. В результате второе победило, а первое просто нашло иной выход.

Картина «Суть дела» была глубоко личной для Рене Магритта. Когда будущему художнику было всего 14 лет, его мать покончила с собой, бросившись в реку. Всю жизнь Регина Магритт страдала от приступов глубокой депрессии и несколько раз пыталась свести счеты с жизнью. Ее муж Леопольд был очень обеспокоен состоянием Регины и опасался, что очередная попытка самоубийства может увенчаться успехом. В конце концов, он запер жену в ее спальне, однако в какой-то момент ей удалось сбежать. Регину искали несколько дней, и в итоге обнаружили её тело в реке Самбре ниже по течению.

Рене Магритт Суть дела, 1928г

Согласно легенде, юный Рене был на берегу реки с родными и соседями, когда тело его матери доставали из воды. Позже, однако, эта версия была опровергнута. Как бы то ни было, слухи разлетались быстро. Рене знал, что речное течение обнажило тело Регины, обмотав ночную рубашку, в которой она сбежала из дома, вокруг ее головы и скрыв лицо. Этот образ позже будет появляться в живописных работах художника, например, в знаменитых «Влюбленных». Однако Магритт не любил рассказывать о том, как умерла его мать, и долгое время даже его жена Жоржетта не знала страшных подробностей.

Рене Магритт. Влюбленные, 1928г

Образ женщины на картине «Суть дела» кажется прямым отражением воспоминаний художника о матери. Ее лицо скрыто под тканью, рукой она сжимает горло, пытаясь то ли стянуть этот мешающий покров, то ли удушить себя. Когда история гибели Регины Магритт стала наконец достоянием общественности, любители модного тогда психоанализа стали «разгадывать» тайны картин Магритта с точки зрения фрейдистской теории.

Сам же художник, который в отличие от большинства сюрреалистов был ярым противником психоанализа, категорически отрицал связь между сюжетами своих работ и личной историей. Он писал:

«Моя живопись – это видимые образы, которые ничего за собой не прячут. Они пробуждают тайну, и когда человек видит мою картину, он задает себе простой вопрос: «Что это значит?» Но это ничего не значит, потому что и тайна тоже ничего не значит, она непознаваема».

По материалам arthive.

Лента

Рекомендуем посмотреть