История одного шедевра: «Либертанго» Астора Пьяццоллы – мелодия, покорившая весь мир - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Либертанго» Астора Пьяццоллы – мелодия, покорившая весь мир  

2021-03-11 21:02 , История Одного Шедевра, 646

История одного шедевра: «Либертанго» Астора Пьяццоллы – мелодия, покорившая весь мир
«…В Аргентине можно сменить сотню президентов, поменять одну религию на другую, но танго – вещь неприкосновенная…».
Астор Пьяццолла

Астор Пьяццолла – выдающийся аргентинский композитор ХХ века (1921-1992) вошёл в историю, как «великий преобразователь танго». Одно из самых известных современных танго — «Либертанго» (Libertango) он сочинил в 1974 году и назвал свое произведение путем слияния слов libertad (по-испански — «свобода») и tango.

И, действительно, музыка знает мало примеров, где свобода пронизывала бы всё произведение на различных его уровнях – от инструментального состава и манеры исполнения до музыкальной формы. Известны более двадцати различных аранжировок «Либертанго» самыми разными составами – джазовым оркестром, симфоническим оркестром, квартетом медных духовых инструментов, различными камерными ансамблями и даже хором a’capella, но наиболее популярными считаются те аранжировки, в которых звучит бандонеон. Это неслучайно – известно, что бандонеон был одним из любимых инструментов Астора Пьяццоллы, композитор мечтал превратить аккордеон из аккомпанирующего инструмента в сольный, концертный.

А написано было это произведение в непростой для композитора период жизни. В 1966 году распался его брак Деде Вольф, что стало трагедией для композитора. Утешение он находит в работе: создает оперетту «Мария из Буэнос-Айреса», работает над созданием своего «нуэво танго». Спустя некоторое время Астор заводит страстный роман с Амелитой Балтар, известной фольклорной певицей. В 1969 году «Баллада сумасшедшего», созданная Пьяццолой и Орасио Ферреро, и исполненная Амелитой под аккомпанемент оркестра под управлением Астора, завоевывает вторую премию на Первом Иберо-Американском музыкальном фестивале и сердца благодарных слушателей. Триумфальное шествие продолжается, в 1971 году Пьяццолла представляет аудитории Германии ораторию «Молодой народ», созданную в соавторстве с Ферреро, тогда же обновляет состав нонета «Conjunto 9», с которым подписывают двухгодичный контракт городские власти Буэнос-Айреса.

Нонет успешно гастролирует по странам Латинской Америки, снимается для Итальянского телевидения, новый состав оркестра позволяет маэстро воплощать свои самые смелые мечты, но внезапное прекращение финансирования ансамбля приводит к вынужденному сокращению численности участников, и Пьяццолла возвращается к привычному квинтету

Тем временем карьера Амелиты устремляется ввысь. Астор откровенно ревнует её к достижениям, в отношениях зреет разлад.

Вскоре Астор возвращается в родную Аргентину, «Колон», где регулярно выступает с концертами, создаёт музыку к кинолентам «Предпоследний» и «Джин и Поль», выпускает диск «Популярная современная музыка Буэнос-Айреса». Летом 1972 года состоялся знаменитый «Перламутровый концерт», ставший легендой.

Сложные отношения с Амелитой привели к расставанию и внезапному сердечному приступу, ненадолго приостановившему развитие творчества. Эмоции Астора опустошили душу, в попытках забыться, в 1973 году композитор отправляется в Италию, где записывает на студии ряд произведений, среди которых впервые звучит всемирно известная композиция автора «Libertango».

Сегодня, более 40 лет спустя, невозможно найти двух одинаковых по форме и по характеру исполнений «Либертанго». В целом произведение написано в форме вариаций на basso ostinato – упругие удары аккордов в ритме танго постоянно повторяются, образуя своего рода стержень для бесконечной импровизации. Каждое исполнение «Либертанго» – это своеобразный творческий синтез композитора и исполнителей, а его варьирование, кажется, бесконечно – отсюда, вероятно, и любовь к нему исполнителей и слушателей.

Сегодня это одна из самых популярных мелодий и у кинорежиссеров. Впервые мелодия прозвучала в фильме Жака Риветта «Северный мост» (1981). В фильме Романа Полански Frantic (1988 год) под эту музыку танцует Харрисон Форд и, конечно, фильм Салли Поттер «Урок танго» невозможен баз музыки Пьяццоллы. А все новые и новые трактовки Libertango подтверждают: эта мелодия покорила весь мир.

«Музыка больше, чем женщина. Потому что с женщиной можно развестись, а с музыкой — нет. Женившись на ней однажды, вы уйдете с ней в могилу».

Лента

Рекомендуем посмотреть