Хотите жить, как вам нравится, так не мешайте и другим жить, как они хотят: Эмиль Золя - RadioVan.fm

Онлайн

Хотите жить, как вам нравится, так не мешайте и другим жить, как они хотят: Эмиль Золя

2021-04-02 20:14 , Немного О..., 299

Хотите жить, как вам нравится, так не мешайте и другим жить, как они хотят: Эмиль Золя

2 апреля 1840 года в Париже родился один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века — вождь и теоретик так называемого натуралистического движения в литературе Эмиль Золя.

Эмиль Золя Портрет кисти Эдуара Мане. 1868. Париж, Музей Орсе

Эмиль родился в семье инженера итальянского происхождения Франсуа Золя (по-итальянски фамилия читается как Дзола), принявшего французское гражданство, и матери-француженки. В 1843 году будущего писателя получил контракт на строительство канала в Экс-ан-Провансе и перевёз туда свою семью. Вместе с финансовыми партнёрами он создаёт компанию для проведения в жизнь задуманных проектов в Провансе. Работы по сооружению канала и плотины для снабжения города водой начались в 1847 году, но в том же году Франсуа Золя умирает от воспаления лёгких.

Эмиль Золя с родителями

После смерти мужа мать Эмиля находится в большой нужде, живя на скудную пенсию. В 1851 году она возвращается с сыном в Париж, чтобы следить за судебным процессом, начатым кредиторами против компании покойного Франсуа Золя. В 1852 году компанию объявляют банкротом, а в следующем году канал меняет владельцев.

В том же году мальчика определили в пансион при колледже Бурбона в Экс-ан-Провансе (город Экс ни один раз откликнется в произведениях Золя под придуманным наименованием Плассан). Там он знакомится с будущим знаменитым французским художником постимпрессионизма – Полем Сезанном, дружба с которым будет продолжаться больше 25 лет. Становится поклонником творчества Виктора Гюго и Альфреда де Мюссе, получает и религиозное образование. Уже тогда сам пробует писать стихи, но они в настоящее время утрачены.

С сожалением для себя, в 1858 году Эмиль переезжает к матери в Париж. Живут они в достаточно скромных условиях. Мать Золя планировала для сына карьеру юриста, но тот дважды провалил свой экзамен на бакалавра.

В это время Золя постигает гуманистическую культуру, читая Мольера, Монтеня и Шекспира, а также попадает под влияние более современного Жюля Мишле. Он также увлекается живописью, близко сходится с импрессионистами: Эдуардом Мане, Камилем Писсарро, Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем, Яном Бартолдом Йонгкиндом. Эдуард Мане пишет несколько портретов Золя, а Поль Сезанн продолжает оставаться его ближайшим другом. (В течение многих десятилетий писатель и художник будут поддерживать тёплые отношения, помогать друг другу в финансовом отношении, вести обширную переписку. Но после публикации романа «Творчество», в котором Сезанн неприятным образом узнает себя в образе художника Клода Лантье, их дружба прекращается. Сезанн отправил последнее письмо Золя в 1886 году и с тех пор они больше не увидятся).

После провальных экзаменов Эмиль устроился на работу в книжном магазине. С 1862 года работал в издательстве «Ашет». Спустя четыре года Золя принял решение начать писать самому и сделать эту деятельность источником заработка. Начальные писательские шаги начались с журналистики. Дебютный сборник рассказов заявил о себе в 1864 году под названием «Сказки Нинон». Известность писателя была не за горами – через год Франция увидела опубликованный первый роман – «Исповедь Клода», ставший реальной биографией писателя. Он сделал Золя популярным.

Делом жизни стало написание 20-томного романа «Ругон-Маккары», где рассказывается об одной определенной семье во времена Наполеона 3 и второй Французской империи. Эмиль рассчитывал издать 10 томов романа, но в конечном результате произведение состоит из 20 томов, самыми успешными из которых стали «Западня» и «Жерминаль», посвященные классу рабочих людей. (Основная задумка цикла «Ругон-Маккары» - семейная сага, сменяющаяся поколениями, периодически с возникающими новыми персонажами. Идея заключается в том, что от наследственности, обычаев и привычек семьи невозможно избавиться).

Еще один роман, имевший успех у читателей – «Дамское счастье», полностью отображающий идеологию того времени, когда коммерческие отношения все активнее развиваются, где желание клиента закон, а права продавца не имеют значения. Действия книги развиваются в магазине под названием «Дамское счастье», а главные герои, как и в большинстве романов писателя, – бедные из глубокой провинции, уверенно идущие к успеху.

В романах писателя раскрывается психологический настрой мелкой буржуазии, ищущей правду в жизни, но все попытки бесполезны и терпят неудачи. Так стало с революционером из произведения «Деньги», с которым читатели познакомились в 1891 году.

Эмиль Золя непрерывно от литературной деятельности занимался общественно-политической. Смелая и нашумевшая работа – публикация «Я обвиняю» («J’accuse»), вышедшая как ответ на Дело Дрейфуса, за которую заплатил изгнанием в Англию в 1898 году.

Многие знаменитости выступили на стороне офицера, еврея по национальности, которого обвинили в шпионаже на стороне Германии. Французского офицера приговорили к пожизненному сроку. Эмиль Золя пополнил список знаменитых персон Франции, поддерживающих Дрейфуса.

Умер писатель в 62-летнем возрасте из-за отравления угарным газом. Официальной версией стала поломка в доме каминного дымохода. Некоторые издания публиковали последние слова Эмиля с обращением к жене о плохом самочувствии. «Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, всё пройдёт. Не надо никого тревожить…». Вызывать доктора он отказался. Смерть наступила 29 сентября 1902 года. (В 1953 году, журналист Жан Бореля опубликовал в газете «Либерасьон» расследование «Убит ли Золя?» заявив, что смерть Золя, возможно, является убийством, а не несчастным случаем).

Эмиль Золя в своём рабочем кабинете. Фото. Её публикация в немецком журнале 4 октября 1902 года была посвящена случившейся несколькими днями ранее кончине писателя

Интерес к творчеству писателя не угасает и в наши дни. Произведения Эмиля Золя неоднократно экранизировались, а такие его романы, как «Дамское счастье», «Западня», «Тереза Ракен», «Жерминаль» и многие другие, стали классикой французской литературы XIX века.

Ниже собраны 10 цитат из книг писателя:

У каждого свои дела. Хотите жить, как вам нравится, так не мешайте и другим жить, как они хотят. «Западня»

Надо прощать друг другу, если мы не хотим жить, как дикари. «Западня»

Действовать, создавать, сражаться с обстоятельствами, побеждать или быть побежденным — вот в чем вся радость, вся жизнь здорового человека. «Дамское счастье»

Там, где нет уважения — нет и любви. «Нана»

Разве вам непременно нужны бог и рай, чтобы быть счастливыми? Разве вы не можете сами создать себе счастье на земле? «Жерминаль»

Вместе с любовью всегда приходит боль. Чем глубже в ней тонешь, тем больнее. «Нана»

Ничто не действует так вредно на неокрепший ум, как обрывки знаний без прочной основы. «Карьера Ругонов»

Человек создал бога, чтобы бог спас человека, — нет на свете ничего, кроме мечты. «Мечта»

Великие умы всегда становятся жертвами посредственности. «Его превосходительство Эжен Ругон»

Деньги можно любить за то, что они дают средства к жизни и ценить свое благосостояние вполне естественно. Но наживаться только ради наживы, мучить себя, не видя никакого удовольствия, — этого я не понимаю. Тогда уж лучше сидеть сложа руки. «Чрево Парижа»

Лента

Рекомендуем посмотреть