Творческий союз в сочетании с чувством соперничества: полувековая дружба Анри Матисса и Пабло Пикассо изменила курс современного искусства - RadioVan.fm

Онлайн

Творческий союз в сочетании с чувством соперничества: полувековая дружба Анри Матисса и Пабло Пикассо изменила курс современного искусства

2021-04-08 21:04 , Минутка истории, 1967

Творческий союз в сочетании с чувством соперничества: полувековая дружба Анри Матисса и Пабло Пикассо изменила курс современного искусства

Два выдающихся художника – Анри Матисс и Пабло Пикассо – встретились в 1906 году и более полувека следили за творческими разработками и достижениями друг друга. Возникшее между ними соперничество не только подстегнуло их индивидуальные успехи, но и изменило курс современного искусства. Честная дружба и открытое соперничество двух мастеров современного искусства, Матисса и Пикассо, двух величайшимх художников ХХ века. Но что же их связывало на самом деле?

Анри Матисс, который был на 12 лет старше Пабло, родился в замке Камбрези в 1869 году. Получил консервативное воспитание на севере Франции. До того, как Матисс нашел свое призвание, он изучал юридическое право в Париже и работал штатным клерком. Но мир Матисса кардинально изменился, когда в его 20 лет мать подарила коробку с красками. Обнаружив необычайную страсть и талант к искусству, Матисс оставил юридическую карьеру и решил учиться искусству в Париже. Уже в 1901 году Матисс стал лидером новейшего художественного движения фовистов (по-французски «дикие звери»). Под влиянием постимпрессионистов в фовизме преобладали твердые формы и яркие цвета, которые вызывали насыщенные и сильные эмоции и отражали абстрактное пространство.

Анри Матисс. Роскошь, покой и наслаждение, 1904г

Пабло родился в испанской Малаге в 1881 году. Пикассо с детства рос вундеркиндом, воспитанным и поддерживаемым его творческой семьей. В молодости юноша переехал в Париж, чтобы достичь славы и признания в столице мира искусства. Пикассо был вдохновлен образами Эдгара Дега и Анри де Тулуз-Лотрека (насыщенная жизнь внутри кабаре, сцены публичных домов и любопытные сюжеты с женщинами в баре или прачечной). Но затем последовал его «Голубой период», пропитанный мрачными оттенками синего. Тематика этого периода отражает бедность, которую многие люди пережили в то непростое время.

Пабло Пикассо. Девочка на шаре, 1905г

Матисс и Пикассо случайно встретились в Салоне братьев Стайн. Там господствовала среда, которая больше всего поддерживала всех авангардов в мире искусства конца XIX века. Пока молодой Пабло работал в режиме реального времени над портретом Гертруды Стайн, сестры американских братьев Лео и Майкла, уже состоявшийся художник Матисс, наблюдая за ним, буквально пронзил его пытливым и безмолвным взглядом. Анри очень привлекла сила и композиционная уверенность неизвестного молодого Пикассо. К этому моменту Матисс только основал живописное течение «фовистов» вместе с другими художниками того же направления. Пикассо, конечно, знал об этом и поэтому ухватился за возможность организовать эту встречу, чтобы установить контакт с мастером.

Пабло Пикассо. Портрет Гертруды Стайн, 1906г

В среде авангардов искусства Матисса знали как человека мягкого, спокойного и культурного, с хорошими манерами. А вот Пикассо совсем другой: дерзкий художник, гордящийся своими успехами и женщинами (несмотря на то, что он помнил о своем ученичестве и о многих закрытых дверях перед его лицом). Два абсолютно разных человека. Возможно, именно поэтому между ними зародилась глубокая дружба. Эти двое часто посещали друг друга во всех культурных средах, притягивали друг друга с той же интенсивностью, с которой и отталкивали. В 1907 году Пикассо написал работу «Авиньонские девицы», которая в настоящее время хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. И написал он ее с намерением продемонстрировать Матиссу свое мастерство и творческую оригинальность.

Пабло Пикассо. Авиньонские девицы, 1907г

И здесь происходит удивительная и судьбоносная жизненная связка: глядя на работу Пикассо, именно Матисс придумал термин «куб», который позже перевоплотился в «кубизм», в котором сам Пикассо стал первопроходцем. Новое живописное видение разрушило фигуру и цвет, задуманные до того момента Матиссом.

Пабло Пикассо. Портрет Гийома Аполлинера, 1913г

Никто не был более внимателен и осведомлен об искусстве Матисса, чем Пикассо, и наоборот. Оба исследовали вопросы пространства, движения, формы, цвета фигуративного и абстрактного искусства, а затем вдохновлялись работами друг друга для улучшения своего искусства.

Анри Матисс. Танец, 1910г

Их объединение было взаимным осознанием, признанием и творческим союзом в сочетании с чувством соперничества. Это художественное соперничество и сотрудничество положило начало новой истории модернизма. Несмотря на различия, оба художника были едины в восхищении Полем Сезанном, который бросил вызов традиционной одноточечной перспективе, создавая трехмерные формы на двухмерной плоскости.

В январе 1941 года 72-летний Матисс перенес экстренную операцию из-за рака толстой кишки. Этот опыт дал ему ощущение возрождения. Не имея возможности сконцентрироваться на живописи, Матисс отправился в новое путешествие. Он освоил нестандартный стиль в творчестве, делая вырезки из бумаги, которые создавал прямо в инвалидном кресле или в кровати.

В 1954 году Матисса не стало. Реакция Пикассо на его потерю была своеобразной и артистической. Он написал серию работ в память о Матиссе. В этих картинах Пикассо перенял многие из любимых мотивов Матисса – одалиску, открытое окно с видом на внешний мир и исламское декоративное искусство.

«Автопортрет с палитрой» Пикассо и «Автопортрет» Матисса

Интересно, что незадолго до смерти Матисс сказал своему коллеге и другу: «Мы должны разговаривать как можно больше. Когда один из нас умрет, останутся предметы, о которых другой не сможет разговаривать больше ни с кем».

Лента

Рекомендуем посмотреть