История одного шедевра: картина Леонардо да Винчи «Благовещение» и ее гениальный секрет - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: картина Леонардо да Винчи «Благовещение» и ее гениальный секрет

2021-04-15 21:06 , История Одного Шедевра, 2963

История одного шедевра: картина Леонардо да Винчи «Благовещение» и ее гениальный секрет

Иконописные и живописные традиции изображения Благовещения формировались практически с самого начала существования христианства. Одной из самых первых работ, запечатлевших эту знаменитую библейскую сцену, считается фреска из римской катакомбы Присциллы III века. По большей части, каноны и правила здесь сложились за много веков до появления Леонардо да Винчи на свет. На момент написания «Благовещения» художнику исполнилось всего лишь около 20 лет, он еще не прославился в качестве экспериментатора и новатора, и здесь тоже не пошел наперекор традициям.

Леонардо да Винчи. Благовещение, 1475г

Картины Леонардо да Винчи уже несколько столетий с завидной регулярностью становятся предметом споров ученых из самых разных областей, художественных критиков и искусствоведов. В случае с живописными работами художника чаще всего под сомнение ставилось их авторство: поскольку Леонардо свои произведения не подписывал, здесь можно ориентироваться только на его личные дневники с набросками и свидетельства современников. По поводу картины да Винчи «Благовещение» исследователи так и не пришли к единому мнению: одни утверждают, что работа была написана самим Леонардо от первого до последнего мазка, другие уверены, что у художника был соавтор. После многочисленных исследований были обнаружены детали, которые могут подтвердить как первую, так и вторую версию.

Работа была обнаружена только в 1867 году в монастыре Сан Бартоломео а Монтеоливето и перевезена в Галерею Уффици. На тот момент ее автором считался Доменико Гирландайо, но уже спустя два года картина была атрибутирована Леонардо благодаря изучению дневников художника и сравнению деталей «Благовещения» с набросками.

Леонардо да Винчи. Благовещение. Фрагмент

В пользу версии о том, что картина была написана да Винчи самостоятельно, свидетельствуют скрупулезно прописанный, окутанный дымкой пейзаж на заднем плане и традиционная для художника анатомическая точность. К примеру, крылья Гавриила Леонардо скопировал с реальных птичьих крыльев, об этом он пишет в одном из своих дневников. Однако некий неустановленный «ретушер», по всей видимости, счел эти крылья недостаточно внушительными для Божьего посланника и довольно грубо удлинил их. Стоит обратить внимание и на лица героев картины. Лицо архангела Гавриила похоже на того ангела, которого да Винчи написал в углу «Крещения Христа» - работы своего учителя Вероккьо, а лик Девы Марии – на знаменитую «Мадонну с гвоздикой», написанную да Винчи несколькими годами позже.

Крещение Христа, 1475г

Мадонна с гвоздикой, 1478г

При этом некоторые исследователи придерживаются мнения, что «Благовещение» было написано Леонардо вместе с его учителем. Они считают, что, как и в случае с «Крещением Христа», большая часть картины была создана Андреа дель Вероккьо, а молодому ученику мастер поручил написать пейзаж на заднем плане и фигуру архангела. Одно из рентгенографических исследований показало, что часть работы, предположительно выполненная Вероккьо, была написана довольно крупными, тяжелыми мазками, а использованные им краски содержали свинец. Что же касается ангела и пейзажа, то здесь слои краски более тонкие, мазки очень легкие, выполненные красками без содержания свинца. Складки одежды Марии выглядят традиционно для Вероккьо тяжелыми и неподвижными, будто бы вытесанными из камня. Еще одним из аргументов сторонников теории о соавторстве является саркофаг, стоящий между Марией и архангелом. Это копия саркофага Пьеро Медичи в церкви Сан Лоренцо, изготовленного Андреа Вероккьо. Впрочем, вполне возможно, что саркофаг изобразил сам Леонардо, как дань уважения учителю.

Леонардо да Винчи. Благовещение. Фрагмент

Существует еще одна версия «Благовещения», написанная несколькими годами позднее и хранящаяся в Лувре, которая на данный момент считается работой Леонардо.

Однако эта картина гораздо более спорная. Многие исследователи склонны считать ее автором Лоренцо ди Креди. Сохранились документальные свидетельства того, что эта небольшая панель с библейской сценой была частью алтаря собора Пистойи. Большую часть работы выполнил Вероккьо, а «Благовещение» он поручил ди Креди, одному из своих учеников. Картины Леонардо неоднократно приписывались ди Креди, как и наоборот, поскольку они обучались и работали у Вероккьо в одно время. Как бы там ни было, сейчас автором луврского «Благовещения» признан да Винчи.

Долгое время большинство ученых и художественных критиков считали, что некоторые детали «Благовещения» выдают неопытность Леонардо, который писал эту картину в возрасте около 20 лет. Считается, что на тот момент да Винчи только учился работать с композицией и перспективой, поэтому допустил ряд заметных ошибок. К примеру, правая рука Девы Марии выглядит неестественно длинной, к тому же она изображена так, что кажется ближе к зрителю, чем вся фигура женщины. Стена справа от Богородицы слишком длинная, а светильник, стоящий на саркофаге, расположен чересчур далеко.

Леонардо да Винчи. Благовещение. Фрагмент

Однако одно из недавних исследований показало, что все эти «огрехи» волшебным образом исправляются, стоит только зрителю встать на правильную точку относительно картины. Ученые предположили, что, работая над «Благовещением» художник знал: потенциальные зрители не будут стоять прямо перед картиной, а будут смотреть на нее справа и немного снизу. Вероятно, в том месте, где планировалось повесить работу, она занимала такое место, в котором смотреть на нее можно было только из этой позиции.

Теперь же, если в Галерее Уффици встать справа от картины, стена на ней выравнивается и становится пропорциональной, а светильник перемещается ближе к Марии. Ее правая рука укорачивается до естественных размеров и принимает правильное положение относительно зрителя. Кроме того, если смотреть из нужной точки, фигура Девы Марии увеличивается и становится центром сюжета. Таким образом, работа Леонардо представляет собой вовсе не незрелого первенца молодого художника, а тщательно выверенный результат его оптических исследований и опытов.

По материалам artchive.

Лента

Рекомендуем посмотреть