Эдгар Аллан По: интересные факты о жизни и смерти отца детективного жанра - RadioVan.fm

Онлайн

Эдгар Аллан По: интересные факты о жизни и смерти отца детективного жанра

2021-04-20 21:10 , Немного О..., 156

Эдгар Аллан По: интересные факты о жизни и смерти отца детективного жанра

20 апреля 1841 года в филадельфийском журнале «Graham’s Ladies’ and Gentlemen’s Magazine» был опубликован первый в истории литературы детективный рассказ «Убийство на улице Морг» (The Murders in the Rue Morgue) американского писателя Эдгара Аллана По. Действие происходит в Париже, где на улице совершается убийство двух женщин, а главным героем является эксцентричный частный детектив, который и проводит расследование.

Факсимиле автографа «Убийства на улице Морг»

Именно с этого произведения принято начинать отсчёт развития детективного жанра. Далее По написал еще несколько рассказов в данном жанре – «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо» и другие.

Рассказ По был не только первым, но, как многие критики полагают до сих пор, еще и лучшим детективом. Сам термин «детектив» появился лишь четверть века спустя, а свои новеллы сам автор называл «логическими» или «рассказами об умозаключениях». В них имеется начальная загадка, которая раскрывается через сложный и таинственный процесс, соединяющий интуитивную логику, наблюдение и проницательный вывод.

Таким образом, писатель создал не только новый жанр, но его основную схему – «загадка-расследование-объяснение», и его основные сюжеты, которые и ныне используются в детективной литературе. Это и бытовая разборка, и маньяк-убийца, и шантаж, и «шпионские игры». Также По изобрел классические приемы детективов, такие как – «подсадная утка», подбрасывание улик, двойная игра, ложный след…

Но надо сказать, что недолгая жизнь и даже смерть писателя были, пожалуй, настолько же таинственными и захватывающими, как и его произведения.

Эдгар Аллан По. Дагерротип, сделанный 9 ноября 1848 года

Мы собрали ряд интересных фактов о жизни и смерти отца детективного жанра:

● Эдгар По имел привычку писать на листках нотной бумаги, склеенных краями в длинную ленту и свернутую в свиток, точно древний манускрипт.

● В одной из рецензий Эдгар По остроумно предугадывает развитие сюжета первой части романа Чарльза Диккенса «Барнеби Радж».

● Эдгар Алан По, возможно, является автором мистификации, известной под именем «Криптограмм Бейла», содержание которых не разгадано до сих пор.

● В память о великом писателе высшая награда Американской ассоциации детективных писателей стала носить имя Эдгара По.

● В честь Эдгара По назван кратер на Меркурии.

● Первая глава книги Габриэль Витткоп «Образцовая Смерть» (1998) реконструирует события, которые произошли в последние дни жизни Эдгара По. Глава называется «Балтиморские Ночи».

● В «Марсианских хрониках» (1950) Рэя Брэдбери есть глава «Апрель 2005. Эшер II», в которой ценитель творчества писателя мстит за сожжение книг По в духе его «страшных рассказов».

● Эдгар Аллан По и его стихотворение «Ворон» несколько раз упоминаются в анимационной короткометражке «Винсент», режиссёр которой, Тим Бёртон, питает большую симпатию к творчеству писателя.

● В фильме «Ворон» главный герой цитирует строчки из одноименного стихотворения По.

● Гарольд Шехтер написал ряд фантастико-детективных «мистерий в духе Эдгара По», главным персонажем которых является детектив-литератор Эдгар А. По.

● В 1884 году трое моряков, выживших после крушения и спасшихся на шлюпке, съели — чтобы не умереть с голоду — четвертого, самого молодого юнгу, по имени Ричард Паркер. 46 годами ранее Эдгар По написал рассказ «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима», в котором описана точно такая же история. И съеденного героями рассказа юнгу звали… Ричард Паркер.

● Эдгар Аллан По умер 7 октября 1849 года в госпитале Балтимора. По свидетельству доктора, наблюдавшего за состоянием писателя в последние дни его жизни, автора рассказа «Лягушонок» доставили в больницу 3 октября 1849 года. Дезориентированный в пространстве и времени литератор был облачен в одежду с чужого плеча и не помнил ни своей фамилии, ни имени. Потерявшего рассудок мужчину поместили в комнату с зарешеченными окнами. За пару дней в госпитале По так и не пришел в себя. Его мучили галлюцинации и судороги, он упоминал о своей давно умершей жене, а также неоднократно произносил имя некого Рейнолдса, личность которого идентифицировать так и не удалось.

● Последними его словами были: «Господи, прими мою бедную душу». Все медицинские записи, включая свидетельство о смерти Эдгара По, исчезли. Газеты того времени объясняли гибель литератора болезнью мозга и воспалением центральной нервной системы. В 19 веке эти диагнозы часто ставили людям, скончавшимся от алкоголизма. Что на самом деле явилось причиной смерти легенды мировой литературы – до сих пор неизвестно.

● Каждый год, в день рождения Эдгара По, 19 января, его могилу посещает тайный поклонник. В этот день ранним утром облачённая во все чёрное фигура, по всей видимости мужчина, с тростью, украшенной серебряным набалдашником, направляется на кладбище Вестминстерской пресвитерианской церкви в Балтиморе, шт. Мэриленд. Незнакомец (или, возможно, незнакомка) подходит к могиле По и произносит тост. Перед тем как покинуть могилу, поклонник оставляет у надгробия три красные розы и початую бутылку коньяка «Мартель». Несмотря на то, что каждый год толпы людей собираются посмотреть на ритуал, совершаемый тайным поклонником По с одобрения Общества Эдгара По, его редко можно увидеть, а тем более сфотографировать. Тайна его личности так и не была раскрыта. Первый тайный поклонник посещал могилу писателя ежегодно, начиная с 1949 и вплоть до своей собственной смерти в 1998, после чего традиция была продолжена его «наследником». Записки противоречивого содержания, оставленные на могиле писателя новым поклонником, вызвали у некоторых людей негативные чувства, и в 2006 несколько человек последовали за незнакомцем на кладбище, безуспешно пытаясь заговорить с ним и разоблачить его. Последний раз тайный поклонник посетил могилу писателя в 2009 году (на 200-летней годовщине со дня рождения Эдгара По).

P. S.

Лучшие умы ХIХ столетия, среди которых писатели-символисты Шарль Бодлер и Константин Бальмонт, восхищались реалистичностью описываемых в работах «проклятого поэта» душевных страданий и профессионализмом, с которым По балансировал между ужасом жизни и радостью смерти. Не лишенные образности мысли люди еще при жизни Эдгара заявляли, что имя окутанного ореолом романтического страдальца творца войдет в историю мировой литературы...

Эдгар По и мотивы его поэзии. Гравюра на дереве, 1876 год

Лента

Рекомендуем посмотреть