«Жизнь — это привычка, от которой так тяжело отказываться...»: глубокая, но ненавязчивая философия Терри Пратчетта - RadioVan.fm

Онлайн

«Жизнь — это привычка, от которой так тяжело отказываться...»: глубокая, но ненавязчивая философия Терри Пратчетта

2021-04-28 22:08 , Немного О..., 157

«Жизнь — это привычка, от которой так тяжело отказываться...»: глубокая, но ненавязчивая философия Терри Пратчетта

Терри Пратчетт— один самых популярных британских авторов второй половины XX — начала XXI века. С одной стороны, он продолжил дело, начатое такими культовыми писателями, как Джон Толкин и Клайв Льюис, с другой — привнес в жанр фэнтези бессчетное количество новых, ярких и смелых идей.

Сегодня это один из самых любимых писателей в Англии наравне с Чарльзом Диккенсом. Пять книг Пратчетта вошли в список «Сто самых читаемых книг» по версии BBC. По данным британской статистики, книги Пратчетта составляют примерно 1% от всех книг, проданных в Великобритании, их общий тираж превышает 50 миллионов экземпляров.

Пратчет родился 28 апреля 1948 года в Беконсфилде (Великобритания). Терри начал проявлять любовь к чтению еще с самого раннего детства, вместо игр с друзьями он перелистывал книги и увлекался изучением Вселенной. Мальчик собирал астрономические вкладыши, которые попадались в чае известной английской марки. Юный Пратчетт хотел, подобно Галилео Галилею, всю жизнь смотреть в телескоп, но, чтобы стать астрономом, ему не хватало математических навыков, ибо Терри был истинным гуманитарием (однако учился в школе с техническим уклоном).

Свой первый рассказ «The Hades Business» Терри Пратчетт опубликовал в школьном журнале, когда ему было 13 лет. Через два года, в 1963 году, этот рассказ появился в профессиональном издании. На первый гонорар Терри приобрел печатную машинку.

После окончания школы Терри не стал продолжать грызть гранит науки. Вместо того чтобы подать документы в университет, Пратчетт, с разрешения родителей, отправился в свободное плавание. В 1965 году Терри Пратчетт стал заниматься журналистикой, продолжая писать романы. В 1971 году вышел его первый роман «Люди ковра», вскоре были созданы другие романы. С 1987 года Терри оставляет работу журналиста и посвящает всю свою жизнь литературе. С этого времени выходит по две книги автора в год.

Большой успех пришел к Терри Пратчетту в 1983 году, после публикации юмористического романа в стиле фэнтэзи «Цвет волшебства». Этот роман стал первым в самом популярном цикле Пратчетта «Плоский мир» («Discworld»), который постепенно вырос до 40 романов, 4 рассказов, 3 справочников и одной поваренной книги.

«Плоский мир» был начат как пародия на фэнтези, и постепенно вырос в независимое от жанра произведение, талантливую сатиру. Романы этой серии переведены на 33 языка и проданы общим количеством более 10 миллионов экземпляров по всему миру. Яркие, запоминающиеся герои, юмор и талант автора обеспечили невероятную популярность издания.

В 1986 году вышел новый роман Пратчетта «Безумная звезда», а в следующем году он закончил роман «Мор – ученик Смерти». Затем вышли «Роковая музыка», «Мрачный жнец», «Дед Кабан», «Последний континент» … Вскоре увидела свет «научно-фантастическая» серия о Джонни Максвелле; трилогия для детей и подростков «Номы».

Книги Терри Пратчетта моментально становились бестселлерами, их популярность росла. Он наделял свои произведения сатирой, а также глубокой, но ненавязчивой философией. По его книгам были созданы комиксы, несколько его романов были экранизированы, по их мотивам созданы компьютерные игры.

Терри Пратчетт был посвящен в рыцари и носил титул «сэр». Английская королева в 1998 году наградила писателя орденом Британской империи за огромный вклад в литературу.

В 2006 году на экран в Великобритании вышел двухсерийный телефильм «Санта Хрякус», в котором одну из ролей сыграл сам Терри Пратчетт.

Писатель с 2007 года страдал редкой формой болезни Альцгеймера.

В августе 2009 года Пратчетт отправил в газету Daily Mail открытое письмо об эвтаназии. В нем он отметил, что хочет «сам совершить прыжок в бездну» прежде, чем его «столкнут с края». Пратчетт выразил уверенность, что будет не единственным человеком, который выразит благодарность тем медикам, которые помогут «шагнуть за порог бытия». Писатель заявил, что пришла пора здраво обсудить идею о возможности безнадежно больных людей самим выбирать время и место своей смерти.

«Я наслаждаюсь своей жизнью и намерен так поступать еще довольно долгое время. А когда на горизонте замаячит конец игры, я хочу умереть, сидя в кресле, в моем собственном саду, с бокалом брэнди в руке, с Томасом Тэллисом в i-Pod (потому что его музыка способна приблизить к раю даже атеиста) и, возможно, со вторым бокалом брэнди, если на него хватит времени. Кто скажет, что мой план плох?», – написал фантаст в письме.

В июне 2011 года вышел документальный фильм BBC под названием «Терри Пратчетт: выбирая умереть», в котором писатель объясняет свой выбор, подробно освещает проблему общественного мнения об эвтаназии, и её правового статуса в разных странах.

К 2012 году состояние Пратчетта значительно ухудшилось, ему стало трудно писать и читать, но он по-прежнему продолжал работать, диктуя произведения своему помощнику или используя программы распознавания речи.

Терри Пратчетт скончался 12 марта 2015 года у себя дома в Брод Чалк (графство Уилтшир, Великобритания), в окружении семьи.

Граффити в Лондоне, посвященное Терри Пратчетту

Ниже собраны 15 самых остроумных цитат из его книг:

◆ Люди — своего рода живые книги. «Незримые Академики»

◆ Иногда приходится творить добро, чтобы наказать человека. «Вещие сестрички»

◆ В общем, у нас большой опыт отсутствия опыта. «Ведьмы за границей»

◆ Жизненно важный ингредиент успеха — это не знать, что задуманное вами невозможно выполнить. «Творцы заклинаний»

◆ Интеллектуальный уровень толпы равняется интеллектуальному уровню самого глупого его представителя, поделенному на число её членов. «Маскарад»

◆ Жизнь — это привычка, от которой так тяжело отказываться... «Мрачный Жнец»

◆ Малое знание может причинить немало бед, но оно и вполовину не так опасно, как дремучее невежество. «Творцы заклинаний»

◆ Иногда стекло вынуждено блестеть ярче бриллианта, потому что больше нуждается в самоутверждении. «Правда»

◆ Человек, которого можно купить, как правило, ничего не стоит. «Вещие сестрички»

◆ Люди, которые ни в ком не нуждаются, нуждаются в том, чтобы люди вокруг видели, что они абсолютно ни в ком не нуждаются. «Маскарад»

◆ Если преступность неизбежна, то пусть она хотя бы будет организованной. «К оружию! К оружию!»

◆ Человеческую историю гораздо легче понять, если уяснить себе: большинство великих побед и трагедий произошло не потому, что их виновники были по натуре своей плохими или хорошими. Они по натуре своей были людьми. «Благие знамения»

◆ Статус человека определяется силой его врагов. «Ведьмы за границей»

◆ Человека можно охарактеризовать по тому, что он ненавидит. «К оружию! К оружию!»

◆ Время — тот же наркотик. Передоз времени — и вы покойник. «Мелкие боги»

Лента

Рекомендуем посмотреть